Знаменитый когда-то Институт вина и вноградорства «Магарач» был основан по указу императора Николая I и дал стране такие марки вин, как мускаты, пино-гри, знаменитые крымские портвейны и мадеры. И в общем 170 с лишним лет процветал в прекрасном крымском ландшафте. Собственно, этот ландшафт и прекасное расположение на южном берегу Крыма (ЮБК) чуть было его, «Магарач», не погубило.
Благополучие отвернулось от института после распада СССР, когда ЮБК охватила лихорадка приватизации и безграмотной и безудержной застройки.
У института было три опытных хозяйства, которые располагались в разных частях Крыма. Одно в степной зоне под Джанкоем, другое на западе, в Бахчисарайском районе, и еще одно — Южнобережное — в селе Отрадное недалеко от Ялты. Именно с этого места и начинался «Магарач» в далеком 1828 году.
Хозяйство института в Отрадном раскинулось на 76 гектарах, на 20 из которых росло более 200 сортов винограда. Селекционеры использовали его для выведения новых сортов. Еще Южнобережное хозяйство имело свой винзавод. Но в начале 2000-х годов ценные сельскохозяйственные земли были раскорчеваны.
«Эта территория всегда была лакомым кусочком для власть имущих. Земли выходили на побережье, и многие хотели обзавестись здесь собственностью», — вспоминает ветеран института «Магарач» Тагир Рамазанов.
После уничтожения виноградников, продолжает он, южнобережные земли два года простояли без посадки и превратились в пустырь, поросший сорняками. Именно этого и ждали те, кто мечтал здесь жить и наслаждаться видом на море.
«После того как земли превратились в пустырь, Массандровский поселковый совет передал их крымской строительной компании «Консоль». Фирма сразу же огородила драгоценные земли забором, а позже и вовсе перепродала их Межрегиональному промышленному союзу (МПС), которым тогда руководил Антон Пригодский. Он считался «куратором» Крыма от тогда еще премьера Украины Виктора Януковича», — продолжает Рамазанов.
Именно под пристальным вниманием Пригодского в 2001 году на землях «Магарач» и началось строительство «чайного домика» Януковича, который вырос на месте роскошных виноградников всего за несколько лет и занял 2 гектара территории.
Примечательно, что в украинские времена «Магарач» лишился своих земель не только в Отрадном. Но, после того как Крым был присоединен к России, институт получил статус федерального учреждения и вошел в состав Федерального агентства научных организаций (ФАНО). Соответствующее распоряжение российский премьер Дмитрий Медведев подписал в сентябре 2015 года. Теперь ФАНО пытается через суд вернуть государству некогда отобранные у него земли. То есть и те самые «два гектара Януковича». И пока эти суды не дали положительного результата. При этом пустыри в Отрадном, похоже, получили шанс на возрождение.
«Сегодня виноградники в Отрадном раскорчеваны, а винзавод разрушен до основания», — рассказывает временно исполняющий обязанности директора института «Магарач» Владимир Лиховской.
По его словам, загубленные земли вокруг дачи Януковича теперь принадлежат Республике Крым и уже в этом году будут возвращены институту.
«На этих землях мы перезаложим свою ампелографическую коллекцию, сделав основной упор на мускат черный, белый и розовый, а также на автохтонные сорта России. Более того, своими силами мы уже начали очищать эти земли от сорняков и деревьев, которые выросли на месте виноградников. Уникальная сельскохозяйственная земля провела четыре года под так называемым «зеленым паром». За время отсутствия винограда там исчезли переносчики заболеваний, да и сама земля успела «отдохнуть». Так что нет худа без добра», — заключает Лиховской, сообщая нам хорошие новости.
Но вот о сносе даче Януковича речи пока, судя по нашим личным наблюдениям, не идет. Этот замок, похоже, останется на своем месте. Точнее, не на своем, а на том, которое когда-то у института отхватил бывший президент Украины.
Добраться до «чайного домика» Януковича, как его прозвали в народе, непросто. Со стороны Никитского ботанического сада к нему ведут две узкие дороги. Одна упирается в ворота пансионата «Дельфин». Строгая охрана категорически отказывается пропускать журналистов на свою территорию, ссылаясь на реконструкцию пансионата. И чтобы рассмотреть южнобережное богатство бывшего президента Украины, приходится воспользоваться вторым путем. Эта дорога огибает дачу Януковича с правой стороны и выводит всех любопытных к пустующим землям, которые уже кем-то застраиваются.
С этих пустырей открывается роскошный вид на море, а еще на пятиметровый забор зеленого цвета с колючей проволокой. По всему периметру установлены камеры слежения.
За этим забором и находится крымское поместье Януковича — 4-этажный дворец со спа-центром, теннисным кортом, бассейном и искусственным водопадом. Рассказывают, что есть там и прогулочная парковая зона, ротонды и 4 сектора галечного пляжа с солярием. Стоит все это, по мнению риелторов, около 25 миллионов долларов.
А пока мы разгуливали около забора, пытаясь уложить в голове все эти постройки, корты, пляжи и миллионы, к нам подъехал гольф-кар. За его рулем сидел мужчина в кепке и с наглядно закрепленным пистолетом на поясе. Он вежливо поинтересовался, кто мы и что тут делаем, а на встречный вопрос ответил, что не является охранником дачи, а просто прогуливается по окрестностям.
«Единственное, что я могу сказать: этот объект (указывает в сторону забора. — Авт.) находится под государственной охраной. Это частная территория, и вам лучше не пытаться туда попасть. Здесь есть определенная система безопасности, и она очень хорошо работает. Могут быть реальные проблемы со здоровьем», — обезоруживающе улыбнулся нам неизвестный с пистолетом на поясе.
Мы фотографируем его, а он номера нашего автомобиля. Беседа получается дружелюбная, но непродолжительная. Чтобы осмотреть «чайный домик» хотя бы сверху, мы поднимаемся по дороге. За пять минут остановки вокруг нашей машины дважды проезжает черный Mercedes-Benz GL-класса с крупными мужчинами на борту. Беседа с нами в их задачи не входит, и остается только надеяться, что это было совпадение, а не слежка.
Поздним вечером того же дня ко всем членам нашей «экспедиции» приехали сотрудники полиции. Просто для проверки документов.