Президент Украины Пётр Порошенко в апреле 2018 года выступил с инициативой создания на Единой поместной автокефальной (самостоятельной) православной церкви. Он заявил, что обратится к Константинопольскому патриархату Варфоломею с просьбой о предоставлении соответствующего решения (томоса) и попросил Верховную Раду поддержать его обращение.

Украинский парламент 19 апреля поддержал обращение Порошенко к Константинопольскому патриархату о создании на Украине единой поместной автокефальной церкви, «за» было подано 228 голосов.

УПЦ: «Не уполномочивала…»

В Украинской православной церкви (УПЦ) к инициативе президента и нардепов отнеслись отрицательно, напомнив, что Церковь, в соответствии со статьей 35 Конституции Украины, отделена от государства. Поэтому просьба Порошенко и парламентариев к Константинопольскому патриарху Варфоломею принять решение о предоставлении автокефалии является превышением власти и вмешательством в церковные дела, заявили в УПЦ.

Там напомнили, что «Украинская Православная Церковь, которая имеет каноническую связь со Вселенским Православием, не обращалась к патриарху Варфоломею с просьбой предоставить автокефалию Православной Церкви в Украине и не уполномочивала на это ни Президента, ни депутатов Верховной Рады Украины».

Об опасности углубления церковного раскола предупреждают как православные активисты, так и украинские эксперты и политики. Однако Порошенко и его сторонники продолжают активно продвигать идею создания Единой поместной автокефальной православной церкви, продолжая дело, начатое еще президентом Виктором Ющенко (тому создать такую церковь не удалось).

Чем это может закончиться? Есть несколько возможных сценариев.

«Зелёный свет» всем раскольникам?

Мировое православие не примет возможное решение Константинопольского патриархата о независимости украинской церкви, в противном случае, это может означать «зеленый свет» для всех раскольников. Об этом заявил политический обозреватель Вячеслав Пиховшек в эфире передачи «Субъективные итоги».

«Мировое православие никогда не примет такого решения Константинополя по украинской автокефалии, которое станет прецедентом для немедленной легализации любой раскольнической структуры. А таковых хватает во всем мире», — сказал Пиховшек.

Отметим, перед встречей патриарха Кирилла с патриархом Варфоломеем в греческих СМИ появились сообщения о том, что Сербский Синод и патриарх беспокоятся по поводу возможного вмешательства Фанара в «украинский вопрос».

Томос об украинской автокефалии. Справка
Томос об украинской автокефалии. Справка
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

Патриарх Сербский Ириней обратился к Вселенскому патриарху Варфоломею с открытым письмом, в котором заявил, что, хотя Константинопольский Патриархат — Церковь-Мать для Украины и России, это не дает ему права вмешиваться в их дела, передает «Интерфакс» со ссылкой на греческое агентство церковных новостей «Ромфеа».

Ранее патриарх Ириней уже не раз резко высказывался против требования Киева предоставить автокефалию Украинской православной церкви, заявлял, что «Сербская церковь полностью поддерживает единство и целостность Русской православной церкви и решительно осуждает действия униатов и раскольников».

Стоит ли удивляться тому, что патриарх попал на скандально известный сайт «Миротворец»?

Это показывает, какими методами сторонники автокефалии (располагающие и «боевым крылом» в виде групп радикалов) намерены бороться с теми, кто её не примет.

«Конфликт между верующими»

Ранее Константинополем уже принимались решения, следствием которых был рост противостояния между верующими. Об этом напомнил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион в выходящей в эфире канала «Россия24» программе «Церковь и мир».
Он отметил, что патриарх Варфоломей и предстоятель РПЦ патриарх Кирилл знакомы с 1977 года (когда еще ни один, ни другой не были патриархами), у них давняя история взаимоотношений.

«И надо сказать, что это были весьма непростые взаимоотношения, ибо за эти годы много произошло событий, которые омрачали наши межцерковные отношения», — сказал митрополит Иларион.

Будет ли томос? Украина на пороге религиозной войны
Будет ли томос? Украина на пороге религиозной войны
© пресс-служба президента Украины | Перейти в фотобанк

По его словам, наиболее неприятное из них — «это событие 1996 года, когда Константинопольский Патриархат в одностороннем порядке установил свою юрисдикцию в Эстонии, создав там параллельную юрисдикцию, тем самым спровоцировав конфликт между верующими».

«Это привело к разрыву общения между Московским и Константинопольским Патриархатом на несколько месяцев. Потом общение было восстановлено, были найдены компромиссные пути решения проблемы. Хотя проблема Эстонии, с нашей точки зрения, не была решена, и наличие двух параллельных юрисдикций — это, опять же, с точки зрения церковных канонов, аномалия», — рассказал председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, чьи слова обнародованы на официальном сайте РПЦ.

«Расколет все тело мирового православия». Томос: все сценарии

Кому автокефалия?

Омрачает отношения и разница во взглядах на ситуацию на Украине. «С недавних пор, а именно с апреля этого года, Константинополь заговорил о том, что надо предоставить автокефалию Украине, украинскому народу. И мы задавались вопросом: кому, собственно, намеревается Константинополь предоставить автокефалию?», — сказал митрополит Иларион.

И пояснил: каноническая Украинская православная Церковь (УПЦ) об автокефалии не просила, «и на недавнем Архиерейском совещании было ясно сказано, что статус, который эта Церковь на сегодня имеет, абсолютно ее удовлетворяет, и никакого другого статуса она не ищет».

«С другой стороны, есть две раскольничьи группировки, каждая из которых действует под знаменем автокефалии, и каждая говорит о том, что в независимом государстве должна быть независимая Церковь. Но и они между собой не находятся в общении и не могут договориться. Этот раскол, который был инициирован бывшим митрополитом Киевским Филаретом (Денисенко) в 1992 году, продолжает оставаться расколом. Ни одна Поместная Православная Церковь не признает так называемый Киевский патриархат. И если говорить о даровании автокефалии, то кому: каноническая Церковь ее не просит, а даровать ее раскольникам — это значит легитимизировать раскол», — подчеркнул Иларион. По его мнению, такое решение не только нанесёт удар по православию на Украине, но и «расколет все тело мирового православия».

Религиозная война?

На Украине события могут развиваться драматично. Митрополит Иларион напомнил, что каноническая Украинская Православная Церковь — «это 12 тысяч приходов, более 200 монастырей, в том числе крупнейшие Лавры — Киево-Печерская, Почаевская, Святогорская, — это десятки миллионов верующих». Тогда как «раскольнические группы, даже все вместе взятые, не составят и половины от этого числа приходов, а монастырей у них вообще очень мало, потому что там нет никакой реальной монашеской жизни».

В общем, по словам митрополита, «абсолютное большинство православных верующих Украины — это паства канонической Украинской Православной Церкви, той Церкви, которая не просила об автокефалии и которая не примет никакой томос со стороны Константинопольского Патриархата, изданный и написанный вопреки ее воле».

И эти миллионы верующих вряд ли смирятся с попытками раскольников отобрать у них, например, лавры. Между тем глава «Киевского патриархата» Филарет уже заявлял в интервью «Украинской правде» в июне этого года, что после предоставления автокефалии, Киево-Печерская и Почаевская лавры будут принадлежать «украинской церкви, потому что это украинские святыни, и они не могут принадлежать русской церкви».

В РПЦ тогда предостерегли: попытки отобрать у верующих лавры могут привести к кровопролитию, ведь святыни будут защищать тысячи людей. Перспектива вполне реальна, если вспомнить эпизоды захватов нескольких десятков православных храмов представителями «Киевского патриархата» при содействии национал-радикалов. По словам прихожан, с которыми довелось побеседовать корреспондентам издания Украина.ру, во многих случаях радикалы не останавливались перед насилием, а наказания за это никто не понёс.

«Антицерковные» законы

Напомним, что в Верховной Раде зарегистрированы и дожидаются своего часа так называемые «антицерковные законопроекты». Первый законопроект предусматривает, что религиозные организации, руководящие центры которых находятся в государстве, признанном Украиной «страной-агрессором», могут назначать митрополитов и епископов только по согласованию с органами власти. Второй законопроект в случае принятия облегчит возможность менять юрисдикцию религиозных общин.

В юридическом отделе УПЦ ранее заявляли, что принятие этих законов может создать условия для рейдерских захватов имущества религиозных общин, а также поставят УПЦ в неравные условия с другими религиозными организациями на Украине.

В мае 2017 года многотысячное молитвенное стояние православных верующих у стен Верховной Рады заставило депутатов отложить рассмотрение этих законопроектов. Однако они по-прежнему лежат в Раде.

Религиозная война на Украине: лихие 90-е покажутся раем
Религиозная война на Украине: лихие 90-е покажутся раем
© РИА Новости, Владимир Астапкович | Перейти в фотобанк

Таким образом, подготовлены и юридические средства давления. А пока их нет, действуют другими методами. В УПЦ не раз сообщали о гонениях на верующих, о нападениях. И подчёркивали: такие случаи не расследуются, как правило, правоохранительными органами, что указывает на нарушение прав верующих на свободу совести религиозных убеждений.

На Украине сейчас действуют каноническая Украинская православная церковь (УПЦ), которая является самоуправляемой церковью в составе Московского патриархата, а также непризнанные мировым православием церковные структуры — «Киевский патриархат» (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). В УПЦ ранее неоднократно сообщали о случаях притеснения священнослужителей и захватов православных храмов.