Как Украина пугает Россию, а Россия под музыку успокаивает планету
Как Украина пугает Россию, а Россия под музыку успокаивает планету
© РИА Новости, Кирилл Каллиников | Перейти в фотобанк
Начав проводить в 2007 году в Москве военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня», его устроители обрекли себя на сладкую каторгу. Теперь им приходится постоянно находиться в творческом поиске, чтобы, во-первых, каждый следующий сезон был круче предыдущего, во-вторых, всякий раз привносить в действо нечто супер оригинальное. Чтобы, стало быть, один фестиваль не был похож на другой.

Сделать это, кстати сказать, совсем непросто. В прохождение военного оркестра строем вообще попробуй внедрить что-либо из ряда вон выходящее. В армии вообще выход из ряда вон возможен только по команде и в соответствии с уставом.

Тем не менее, на «Спасской башне» сумели в нужных пропорциях смешать военную выправку и уместную в гражданских шоу игривость, музыкальную классику и популярные мотивы, отточенность движений и лихую импровизацию. В итоге получилось представление, равного которого нет в мире. Это особенно, если учитывать, что ни в одной иной части планеты нет такой естественной декорации, как Красная площадь, которая просто проситься, чтобы по ней ходили военные оркестры. Красные звезды Кремля, Собор Василия Блаженного, дыхание истории и вечно актуальные узнаваемые символы — где такое еще найдешь? 

Как и в прошлые сезоны, «Спасская башня» проходит в российской столице с непременными аншлагами. Это 10 ежевечерних представлений на главной площадке, плюс предваряющие их конные выступления на разбитом тут же у кремлевской стены манеже для выездки. Есть еще целый комплекс выступлений в парках и на вокзалах, детские программы, это все, чтобы позволить насладиться искусством военных и примкнувших к ним сугубо мирных музыкантов максимальному числу почитателей искусства. Оргкомитет вынужден был дозировано пускать на трибуны прессу, до того в дефиците оказались посадочные места — это о чем-то да и говорит.

В 2018 году устроители «Спасской башни» избрали темой фестиваля офицерский бал. Публике напомнили, что на Руси ассамблеи и начавшиеся с них подобного рода увеселения заложены Петром Первым, причем, аккурат 300 лет тому назад. Повод есть и грандиознейший, то есть.

Выход участников шоу к зрителям сопровождался персонажем в костюме, стилизованном под петровские времена, причем ехал этот тамбурмажор на сегвее, а вокруг него вальсировали парень и девушка в бальных нарядах на гироскутерах. Увидел бы это царь Петр Алексеевич такое чудо, ошалел бы, конечно. Многое за 300 лет изменилось, прогресс существенно убежал вперед.

Донецк: Не сметь стрелять в нашего мамонта! Фоторепортаж
Донецк: Не сметь стрелять в нашего мамонта! Фоторепортаж
© Павел Нырков
Были по ходу представления и иные оригинальные и экзотические даже фрагменты. Например, прилично впечатлил отряд итальянских берсальеров. Они от прочих военных оркестров отличаются тем, что играют на бегу. Причем, делают 180 шагов в минуту. Чтобы оценить техническую сложность стиля, просто побегайте минут пять, параллельно дуя в дудку. Так, а им надо не просто носиться по площадке, а замысловатые фигуры выписывать. И не просто дуть или в барабан стучать, а исполнять осмысленные композиции. Да, с дыхалкой, координацией и талантом у этих ребят полный порядок.

Или взять голландских велосипедистов в национальных костюмах и знаменитых деревянных ботах-кломпах. Понятно, что у них есть специальные приспособления, чтобы управлять великом, при этом играя на трубе или барабанной установке. Тем не менее, совокупность умения уверенно кататься на двух колесах и при этом выдавать джазовые композиции достойна уважения.

Военный оркестр Шри-Ланки и королевские гвардейцы Омана впечатлили экзотическими одеяниями и исполнением «Катюши». Аудитория, понятно, приняла легендарную песню овацией.

Шотландцы, как водится, выделялись юбками-килтами и жалобным нытьем волынок. Мексиканцы многочисленностью коллектива, пестротой нарядов, умением душераздирающе спеть «ай-ай-ай-ай» и названием «Банда монументаль». Англичане выступили красиво и чопорно, как полагается нации со старинными военными традициями. Легконогие ирландские подпрыгивания девочек в зеленых платьях — это всегда беспроигрышный номер, на ура идет.

Старых женевских гренадеров было немножко жалко. В исторических костюмах и мохнатых шапках им, конечно, было жарковато. Но почтенные седовласые джентльмены держались. А чтобы их особо не жалели без нужды, дали несколько залпов поверх голов публики. Холостых, понятно, но аудитория подпрыгнула, женская ее часть мило взвизгнула.

Принц Монако впервые прислал на фестиваль своих карабинеров. Они целое представление разыграли из истории княжества. Внимание акцентировали на моменте, когда бойцы предка нынешнего правителя маленького, но зажиточного и гламурного государства, захватили замок на средиземноморской скале. Сам по себе предложенный номер был невесть каким выдающимся. Но, когда понимаешь, что случилось обрисованное событие в XIII веке, а род Гримальди до сих пор там обитает и руководит, смотришь на сценку другими глазами.

Крымский мост: Гибридная война Британии против России
Крымский мост: Гибридная война Британии против России
© РИА Новости, Алекс Макнотон | Перейти в фотобанк
Понятное дело, самые сильные исполнители фестиваля «Спасская башня» — российские военные оркестры. Их множество, все перечислять начнёшь, букв окажется столько, что и не сосчитать. Одно могу сказать, российская военно-музыкальная школа — самая выдающаяся в мире. А разнообразию предлагаемого репертуара позавидует любой исполнитель. От Штрауса и мелодий из советских кинофильмов, до Прокофьева и Чайковского. Были даже частушки исполнены, на злобу дня, о том, что санкциям нас не испугать, а мостов мы еще сто построим, только бы не мешали. Зрители смеялись и рукоплескали, поддерживали гордую державницую линию, выходит.

Апофеоз праздника — исполнение невероятным сводным оркестром, куда входят все участники фестиваля, попурри, на этот раз с тематическим названием «Офицерский вальс». В конце грянуло вызывающее мурашки по коже «Прощание славянки». Небо засияло салютом. Два с половиной часа длиться каждое представление. А уходить не хочется, честное слово.

В следующем году, небось, еще что-то новое придумают. Собственно, и сомневаться не приходится. Остается дождаться и удивиться.