Новый старый президент
20 мая в Венесуэле прошли досрочные президентские выборы, по итогам которых Николас Мадуро сохранил свой пост до 2025 года благодаря поддержке 6,19 млн избирателей (почти 68%), а его ближайший преследователь кандидат от оппозиционной партии «Прогрессивный авангард» Энри Фалькон набрал 1,9 млн.
Несмотря на столь внушительный отрыв действующего главы государства от конкурентов, однако, назвать победу Мадуро уверенной нельзя. Во-первых, явка была в 1,7 раза меньше, чем в 2013 году, когда он одержал победу над оппозиционным политиком Энрике Каприлесом: если пять лет назад на участки пришли 80% избирателей, то в прошлое воскресенье, по официальным данным, 46%, а если верить оппозиции, то лишь 25%. Многие эксперты сходятся во мнении, что исход гонки был бы иным, если бы оппозиционные силы, а с ними и их электорат, не бойкотировали выборы. Другой вопрос в том, что у противников Мадуро сейчас нет единого кандидата. Серьёзную конкуренцию ему мог бы составить тот самый Энрике Каприлес, который в 2013 году набрал на президентских выборах 49,1 % голосов, а в 2012 году уступил Уго Чавесу 10,76%, если бы суд не лишил его права занимать государственные должности до 2032 года.
Результаты выборов отказались признавать не только оппозиционные силы Венесуэлы, но и многие страны: США, Канада, Мексика, Бразилия, Аргентина, Перу, Чили, Колумбия, Парагвай, Гондурас, Гватемала, Панама, Коста-Рика. Более того, Вашингтон расширил санкции против Мадуро, введя запрет на проведение транзакций, связанных с приобретением долговых обязательств правительства Венесуэлы, и объявив персонами нон грата поверенного в делах Венесуэлы в США и заместителя генконсула Венесуэлы в Хьюстоне.
Во время нового срока Мадуро предстоит противостоять вызовам, которые стоят перед страной уже много лет — политическому, экономическому и гуманитарному кризисам.
На выборах 2015 года оппозиция получила конституционное большинство в Национальной ассамблее — однопалатном парламенте. В то же время Верховный суд и Национальный избирательный совет, который занимается электоральными процедурами, подконтрольны Мадуро. Кроме того, осознавая всю зыбкость своего положения на внутриполитической арене, он учредил Конституционную ассамблею и наделил её полномочиями для смены государственного строя Венесуэлы и реформы Конституции.
Не удаётся властям найти общий язык и с соседями по региону. Если во время правления Чавеса у власти в большинстве латиноамериканских стран находились политики левого толка (Нестор и Кристина Киршнер в Аргентине, Эво Моралес в Боливии, Фернандо Луго в Парагвае, Лула да Сильва в Бразилии, Рафаэль Корреа в Эквадоре, братья Кастро на Кубе), то в эпоху Мадуро многих из них уже сменили представители правых сил. Как результат, среди союзников Каракаса на сегодняшний день остались только Боливия, где до сих пор правит Моралес, и Куба, руководителем которой месяц назад стал Мигель Диас-Канель. В декабре 2016 года Аргентина, Парагвай, Бразилия и Уругвай решили приостановить членство Венесуэлы в МЕРКОСУР из-за нарушения прав человека и усугубляющегося внутриполитического кризиса. Спустя четыре месяца, но уже в рамках Организации американских государств, эта же четвёрка раскритиковали постановление Верховного суда Венесуэлы о наделении Мадуро права принимать решения в обход парламента. Тогда Каракас принял решение выходе из организации, он его официальное оформление займёт два года.
Как бы парадоксально ни звучало, Венесуэла занимает первое место в мире по запасам нефти и темпам инфляции. За пять лет правления Мадуро боливар стремительно обесценивался, например, на чёрном рынке подешевел более чем в 14 тысяч раз (в мае $1= 662 тысячи боливаров). Инфляция растёт ещё быстрее, о чём свидетельствует история из жизни: когда мужчина подходил к кассе, банка пива стоила $10, а когда наступила его очередь расплачиваться, она подорожала до $13. По данным МВФ, по итогам года инфляция в Венесуэле по-прежнему будет самой высокой в мире и составит 13 864,6%, для сравнения, на второй строчке Судан с 43,5%. Местным жителям приходится носить с собой огромные пачки денег, в связи с этим в ноябре Мадуро объявил о введении в оборот купюры номиналом 100 тысяч боливаров, а в июне страну ждёт деноминация и урезание трёх нулей. Зарплаты за пять лет сократились с $30 до $3. К такой плачевной ситуации привели резкое падение цен на нефть, которая обеспечивала 95% доходов Венесуэлы.
На фоне всеобщего обнищания страну охватил гуманитарный кризис: почти 70% населения не доедает; люди вынуждены часами стоять в очередях, но, зайдя в магазин, могут увидеть пустые прилавки; дефицит лекарств спровоцировал вспышку малярии, хотя именно Венесуэла в середине ХХ века первая в мире искоренила это заболевание в самых населённых регионах. По данным на 2017 год, 87% населения жили за чертой бедности, а 61,2% не могли удовлетворить свои потребности в воде, еде и средствах гигиены. Рацион венесуэльцев стал значительно более скудным: если в 2013 году кукурузную муку каждую неделю покупали 96,9% населения, то в прошлом — 73,6%; мясо — 39,9% вместо 74,8; молочные продукты — 19,2% вместо 47,2%; фрукты — 11,5% вместо 33,8%. Не надеясь на государство, люди помогают друг другу сами. Так, с 2013 года работает мобильное приложение, где можно отметить магазины, торгующие дефицитными товарами: маслом, сахаром, мукой, туалетной бумагой, мылом.
Участники многочисленных акций протестов обвиняют Мадуро в кризисе, но его основу заложили его предшественники. Придя к власти в 1999 году, Чавес запустил процедуру национализации и экспроприации, которая в конечном итоге убила производственный сектор, установил контроль над ценами на нефть и курсом валюты, вогнал страну в долговую яму. При Андресе Пересе, руководившем Венесуэлой в 1989- 1993 годах, наблюдались высокие уровни безработицы и инфляции, а население выходило на акции протеста с требованием повысить качество жизни.
Россия востребована как никогда
Участие в Петербургском международном экономическом форуме приняли 17 тысяч гостей из 143 стран, причём самые многочисленные делегации приехали из США, Японии и Франции. На полях ПМЭФ было подписано 550 соглашений (без учёта тех, которые составляют коммерческую тайну) на общую сумму 2,365 трлн рублей.
Иностранные инвесторы проявляют интерес как к новым проектам в разных регионах России, так и к укреплению уже имеющихся партнёрских связей. Например, один из крупнейший производителей табачной продукции в мире British American Tobacco вложит 1,7 млрд рублей в модернизацию своей фабрики в Санкт-Петербурге. Япония и Россия имеют договорённости примерно о 130 проектах, в частности в Ульяновской области уже работают станкостроительная компания DMG MORI и шинный компании Bridgestone (крупнейший в России), теперь на очереди — строительство завода Isuzu.
Успехи России в экономической сфере отметила глава МВФ Кристин Лагард: «Россия реализовала один из потрясающих планов в области макроэкономики, какой только можно себе представить. Есть специальный сберегательный фонд на чёрный день, плавающий валютный курс, инфляционное таргетирование, а также укрепление и санация банковской системы. За счёт этого, несмотря на сложные обстоятельства, в последние три года России удалось добиться очень низкого уровня задолженности, практически полностью отсутствующего бюджетного дефицита, а также удалось добиться очень низких уровней безработицы».
На фоне усиливающегося раскола в стане западных союзников из-за угрозы американских санкций за сотрудничество с Ираном Европа, которая никогда и не была в восторге от ограничительных мер в отношении России, сейчас всё больше поворачивается к ней. 18 мая на переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи прилетала канцлер ФРГ Ангела Меркель, а 24-го в Москву с визитом пожаловал президент Франции Эммануэль Макрон.
Глава Пятой республики, который на предвыборных дебатах заявил своей конкурентке Марин Ле Пен, что не хочет идти на сделки с господином Путиным, уже на полях ПМЭФ с гордостью рассказывал об исторических связях и нынешнем сотрудничестве Москвы и Парижа: «За последние 10 лет ни одно из французских предприятий не покинуло российский рынок. Для меня это сильный сигнал. Мы занимаем второе место по прямым иностранным инвестициям, и у меня есть чувство мотивации, чтобы перейти со второго на первое место, особенно когда времена улучшаются».
Правда, Путин поправил своего французского коллегу, сообщив, что первое место по этому показателю занимает не Германия, а Китай. Соответственно, Парижу придётся гораздо сильнее постараться, чтобы завоевать звание лидера по инвестициям в российскую экономику. К вечеру 25 мая французские предприниматели заключили в Санкт-Петербурге с российскими партнёрами около 50 соглашений.
Главный редактор Bloomberg Джон Миклетвейт, модерировавший пленарное заседание с участием Путина, Макрона, Лагард, премьер-министра Японии Синдзо Абэ и заместителя председателя КНД Ван Цишаня не оставил без внимания столь представительный состав участников: «Здесь примерно треть ВВП, примерно четвёртая часть населения, а с учётом присутствия госпожи Лагард мы могли бы сказать, что и 100% у нас есть. Это собрание, на мой взгляд, — дань уважения энергии Владимира Путина, его силе убеждения. Это также может быть признаком того, что у Дональда Трампа есть уникальная способность собирать людей вместе без него».
Несмотря на разногласия по ряду мировых проблем, на пленарной сессии Макрон выразил поддержку позиции России по многих политическим вопросам. Более того, в некоторые моменты президенту Франции даже приходилось оправдываться за свои слова российским лидером. После фразы об обязательствах Парижа и Европы в целом перед США в сфере безопасности Путин призвал Макрона не переживать — Россия может помочь с обеспечением национальной безопасности Франции.
«Я хотел бы заверить Владимира, что я абсолютно не боюсь, поскольку у Франции есть армия, которая сама может защищать страну, но у меня есть обязательства в отношении других союзников. Я думаю, что такая архитектура европейской безопасности — это наша ответственность. В любом случае мы не будем поворачиваться спиной нигде, это нельзя делать в ущерб другим государствам Европы. Так что я не боюсь», — парировал Макрон.
По итогам переговоров с Владимиром Путиным Синдзо Абэ призвал поставить точку в вопросе мирного договора. Де-юре Москва и Токио до сих пор находятся в состоянии войны. Для подписания этого документа Япония настаивает на возврате под свой контроль островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. Российская сторона подчеркивает, что эти территории вошли в состав страны, согласно Сан-Францисскому мирному договору от 8 сентября 1951 года.
«Чем большую напряжённость создаёт администрация Трампа в отношениях с союзниками, тем больше возрастает роль Владимира Путина. В условиях сохраняющихся на протяжении нескольких лет санкций, введённых из-за ситуации на Украине, которые Макрон поддерживает, а также усилившихся американских карательных мер за вмешательство в выборы, выход Трампа из ядерной сделки с Ираном открыл перед Путиным возможность наладить отношения с Европой», — пишет информационное агентство Bloomberg.
Вот такая она, международная изоляция России, экономика которой разорвана в клочья, как говорил бывший президент США Барака Обама.
Провести нельзя отменить
На этой неделе хрупкая надежда на восстановление мира на Корейском полуострове оказалась под угрозой. Чуть меньше трёх недель осталось до назначенной на 12 мая в Сингапуре встречи президент США Дональда Трампа и лидера КНДР Ким Чен Ына, которые ещё в конце 2017-го обменивались колкими эпитетами в адрес друг друга и грозились показать свой ядерный арсенал в действии.
Когда, казалось бы, стороны сменили гнев на милость и активно готовились к историческому саммиту, 24 мая хозяин Белого дома направил своему визави письмо, в котором сообщил об отказе от встречи.
«К сожалению, в связи с сильным гневом и открытой враждебностью, продемонстрированными в ходе Вашего недавнего заявления, я нахожу неподобающим проводить в настоящее время эту давно планировавшуюся встречу. Вы говорите о вашем ядерном потенциале, однако наш столь массивный и мощный, что я прошу Господа, чтобы он никогда не был применён. Когда-нибудь я надеюсь встретиться с Вами. Если Вы измените свои подходы и захотите встретиться, не стесняйтесь — звоните, пишите», — написал Трамп.
Конечно, Ким Чен Ын, как и американский президент, часто делает достаточно резкие заявления, но на этот раз он выполнил все взятые обязательства. За несколько часов до обнародования письма Трампа власти Северной Кореи полностью демонтировали ядерный полигон в Пхунгери, который был одним главных объектов ядерной программы страны. Факт закрытия объекта зафиксировали приглашённые журналисты из России, США, Великобритании, Китая и Южной Кореи.
В свою очередь, первый заместитель министра иностранных дел Северной Кореи Ким Ге Гван объявил, что Пхеньян по-прежнему готов к переговорам с американской стороной в любое время для разрядки сложных отношений. На следующий день Трамп написал в Twitter, что получить тёплое и плодотворное заявление от КНДР — очень хорошие новости; а журналистам объявил, что диалог с северокорейцами возобновлен, и встреча может состояться даже 12 июня, как и было запланировано.
При этом в ответ на вопрос, не играет ли КНДР в игры, американский лидер ответил: «Все играют в игры».
Вполне вероятно, что заявив об отмене переговоров Трамп попытался показать, что возможность проведения первого в истории саммита США-КНДР целиком и полностью зависит только от него. Однако, как сообщили источники телеканала NBC, значительное влияние на его позицию оказал помощник по национальной безопасности Джон Болтон, известный своей враждебной позицией по отношению к Пхеньяну. Во время консультаций 23 мая он отговаривал Трампа от переговоров с Ким Чен Ыном. Информаторы журналистов из числа официальных лиц США также уточнили, что президент боялся, что северокорейцы могут отказаться от саммита раньше, а он хотел быть первым, кто это сделает.
Впрочем некоторые эксперты сходятся во мнении, что Трампу было бы выгоднее, если бы переговоры не состоялись вовсе, закончились бы безрезультатно. Победой для американского лидера стал бы полный отказ КНДР от ядерной программы, однако это маловероятно. В свою очередь, Пхеньян настаивает на денуклеаризации всего Корейского полуострова, то есть на введении ограничения на размещение американских вооружений, запрете кораблям с атомными энергоустановками заходить в местные порты, а стратегической авиации летать в воздушном пространстве Южной Кореи. Причём КНДР требует синхронизировать все уступки со своей стороны и стороны Вашингтона. США же говорят, что и пальцем не пошевелят, пока Северная Корея не свернёт свою ядерную программу, при этом не гарантируя ни отмены санкций, ни установления дипломатических отношений.
Впрочем в политических играх неплохо преуспели и сами руководители КНДР. Ким Чен Ын неоднократно прибегал к излюбленному приёму своего отца Ким Чен Ира — довести ситуацию почти до точки кипения, а затем предложить переговоры и с их помощью получить желаемое.