«Саакашвили был вывезен в Польшу чартерным рейсом, который выполнил самолет Beechcraft Premier I, бортовой номер UR-USA. Владельцем этого самолета является оффшорная компания из Панамы Sky Center Holding Corp., которая принадлежит (барабанная дробь) Петру Алексеевичу Порошенко», — написал в Facebook депутат Верховной Рады от «Батькивщины» Игорь Луценко.

Заведующий отделом Главного департамента информационной политики Администрации президента Владимир Горковенко поспешил это опровергнуть в той же соцсети: «Нардеп Игорь Луценко приписал Петру Порошенко самолет, который депортировал Михеила Саакашвили в Польшу. Хочу официально сообщить и призвать журналистов проверять информацию и не тиражировать этот примитивный фейк. Тот самолет столь же далек от Порошенко, как экс-президент Грузии — от своей Родины».

Итак, кому же принадлежит этот борт? Упомянутая компания зарегистрирована в Панаме, разумеется, анонимно. Но многое можно понять из дополнительных данных.

«Во время депортации Саакашвили, из Борисполя в Варшаву взлетел самолёт Raytheon 390 Premier», — отметил в Facebook журналист Виктор Щербина. И указал на публикацию 9 ноября 2016 года на сайте anticoruptie.md расследования о депортации из Киева в Кишинев 29 августа 2016 года бизнесмена Вячеслава Платон. Расследование проведено в рамках проекта, реализуемого Центром журналистских расследований и Freedom House при поддержке Министерства иностранных дел Норвегии, что придает ему солидности. 

Саакашвили продемонстрировал голландский «аусвайс» и заявил, что недоволен
Саакашвили продемонстрировал голландский «аусвайс» и заявил, что недоволен
© РИА Новости, Стрингер | Перейти в фотобанк

«Адвокаты Вячеслава Платона подтверждают, что бизнесмен прибыл в Молдову 29 августа, около 22.30. Согласно информации Центра журналистских расследований, в Кишинёвском аэропорту в одно и то же время приземлились два чартера, и оба вылетели из аэропорта Жуляни в Киеве с разницей в семь минут. MoldATSA (Moldavian Air Traffic Services Authority) — учреждение, которое отвечает за предоставление воздушного пространства, в официальном ответе информирует нас о том, что эти два рейса вылетели из Киева в Кишинёв, а после того как их пассажиры остались в Кишинёвском аэропорту, они полетели в разные стороны. Один из них возвратился в Киев, а другой направился в Анталию, Турция — говорится в расследовании anticoruptie.md. — Первым на взлетно-посадочную полосу прибыло судно Gulfstream G200 Galaxy, самолёт класса люкс, с десятью пассажирскими местами».

Этот авиаборт, отмечают молдавские журналисты, действительно люксовый: «Как и утверждал Вячеслав Платон во время своего выступления в суде, у судна серебряные крылья. Полёт был выполнен крупной иностранной компанией ICF, которая предоставляет консультационные услуги в различных областях, от бизнеса до здравоохранения. Компания также предоставляет услуги в области воздушного транспорта. При этом судно с регистрационным номером T7-PRM, использованное для данного рейса, принадлежит другой компании — «ICS Aero SM ООО». Простой поиск на веб-сайте этой украинской компании показывает, что она действительно владеет самолётом Gulfstream G200 Galaxy, занесённом в категорию VIP-чартер. Мы попытались заказать рейс на этом судне из Киева в Кишинёв. Оператор, который ответил на наш запрос, сообщил, что стоимость одного часа полёта составляет 3800 — 4000 евро. К этой сумме добавляются другие аэропортовые сборы и стоимость топлива».

Стоимость полета из Киева в Кишинев и обратно, таким образом, составила бы не менее 7600 евро плюс выплаты за обслуживание и сборы. Схожая цифра была названа сейчас Радио «Свобода» одной из чартерных компаний в запросе по поводу стоимости депортации Саакашвили в Польшу — около 3500 евро за час полета. Как узнало издание, рейсы от Киева до Варшавы чартеры на таком самолете предлагают за 8 тысяч евро, хотя цена может доходить и до 10 — 12 тысяч евро за полет в один конец.

Интересная деталь, отмеченная esp.md: «Перелёт Вячеслава Платона на Gulfstream G200 Galaxy компании «ICS Aero SM ООО» не единственный скандальный рейс данного судна. Этим летом самолёт попал в поле зрения украинской прессы, когда стало известно, что на нём якобы тайно летал на свою виллу в Испании украинский президент Пётр Порошенко. По данным украинских СМИ, в ночь на 22 июля (2016 года. — Прим. авт.) чартерный рейс направился в Малагу, Испания. Ходят слухи, что в окрестностях этого города, на побережье Средиземного моря, Порошенко владеет виллой, пишут украинские журналисты. Согласно расследованию, проведённому бюро «Радио Свободная Европа» и национальным телевизионным каналом «UA: Перший» Украины, этим же самолётом летали несколько депутатов из ''Блока Порошенко''».

В опубликованном 22 сентября 2016 года расследовании «Схем» фигурирует депутат от «Блока Петра Порошенко» Сергей Трегубенко и бизнесмен Виктор Сало с сыном, выходившие из микроавтобуса, доставлявшего пассажиров в VIP-терминале аэропорта «Борисполь» из Gulfstream G200 Galaxy, а также депутат президентской партии Глеб Загорий. Номер у этого чартера на видеозаписях один и тот же — T7-PRM. Виден и летавший за границу на аналогичном люксовом самолете, но с бортовым номером UR-USA депутат от «Блока Петра Порошенко» и советник президента Игорь Кононенко.

Элитный альянс: депортировавший Саакашвили самолет оказался связан с Порошенко, Левочкиным и Фирташом

И тут всплывает в расследовании anticoruptie.md еще один самолет, фигурирующий и при высылке Саакашвили: «Второй чартерный рейс, сопровождавший самолёт, в котором находился Платон, выполнен на воздушном судне Raytheon 390 Premier, регистрационный номер UR-USA. Согласно Государственному реестру гражданских воздушных судов Украины, данный самолёт был зарегистрирован на Украине 11 мая 2016 года, эксплуатируется оператором «Business Jet Travel», но принадлежит он «Sky Center Holding Corp.», офшорной компании Панамы».

«Схемы» указывают, что олигарх Сергей Левочкин (в 2010 — 2014 годах при Викторе Януковиче глава Администрации президента, с 2014 года депутат Верховной Рады от «Оппозиционного блока») задекларировал за 2015 год уплату 1 млн 869 тысяч гривен ООО АК «Бизнес джет тревел» (в декларации прописано кириллицей). АК, очевидно, это авиационная компания.

НАБУ ищет дворцы Левочкина во Франции
НАБУ ищет дворцы Левочкина во Франции
© пресс-служба НАБУ

Издание «Наши гроши» 31 октября 2016 года, проанализировав электронную декларацию Юлии Левочкиной (сестры олигарха, получившей в СМИ название «офшорная сестра»), отметило: «Легализованы доли Левочкина в фирмах, которые традиционно считались принадлежащими Дмитрию Фирташу… Ряд фирм со словом «Airop» в названии представляют ряд фирм, связанных с авиацией. Директором «Airop Cyprus Limited» является Лариса Дмитриева. В 2013 году эта кипрская фирма доставила в Украину самолет Cessna 680 с регистрационным номером UR-LDB. Самолет доставлен для ООО «АК «Бизнес джет тревел» этой же Ларисы Дмитриевой, которое с 2010 по 2013 год получало от «Нафтогаза» подряды стоимостью до 5 млн грн. на авиаперевозки. Тогда министерство энергетики возглавлял Юрий Бойко (главный бизнес-партнер Фирташа. — Прим. авт.), а «Нафтогазом» руководил его протеже Евгений Бакулин».

Итак, компания, чей авиаборт Raytheon 390 Premier «засветился» при депортациях Саакашвили и Платона, оказалась тесно связанной с Левочкиным и Фирташом. Кстати, в расследовании «Схем» отмечается, что Юрий Бойко вместе со своим коллегой по «Оппозиционному блоку» Юлием Йоффе использует для перелетов тот же самолет Gulfstream G200 Galaxy, что и депутаты от «Блока Петра Порошенко». На видео видно, что встречает прилетевших Бойко и Йоффе микроавтобус с надписью ICS Aero, это та же компания, что предоставляла борт для депортации Платона в 2016 году.

«Бойко, Йоффе и Трегубенко… используют для своих полетов один и тот же самолет», — отмечают журналисты «Схем», уточняя, что на том же Gulfstream G200 Galaxy с номером T7-PRM дважды летал за границу и нардеп Загорий. Это заставляет предполагать, что авиаборт от компании Фирташа и Левочкина давно предоставляется для нужд президента и близких ему людей (в частности, Трегубенко еще год назад числился «смотрящим» за угольной отраслью), и не только для вылета на отдых, но и для высылки неугодных.