Политический кризис в Украине обозначил важную системную проблему, которая, прежде всего, касается нынешней украинской власти. Казалось бы, правоохранительные органы полностью подконтрольны Петру Порошенко — но, несмотря на это, в стране процветает тихая информационная фронда, когда ведущие издания пишут статьи совсем не в духе провластных темников, рассказывая о виллах новых хозяев страны. Не говоря уже о том, что сама украинская полиция очень часто ведет себя таким образом, чтобы наиболее эффективно подставить свое государство. Это особенно очевидно сейчас, когда видно, что силовые структуры не в состоянии арестовать Михаила Саакашвили — человек с непонятным гражданством и статусом легко уходит из рук элитного украинского спецназа, представители которого слишком уж явно не желают портить отношения с главным антипрезидентским оппозиционером.
Естественно, это противоречие обыкновенно лежит на самой поверхности — существенная часть украинских правоохранительных органов, измученная допросами, наездами и прочими прелестями «люстрации», затаила злость на новый режим, старательно саботируя все его инициативы. Как рассказал Ukraina.ru работник судебных органов Крыма, судьи полуострова сплотились перед прозвучавшими из Киева угрозами, и все чаще откровенно «троллят» украински власти в ответ на спущенные сверху заказы.
«Пойми — это не наша власть. Мы никогда не были за Януковича, я сам потом был в АТО, воевал — но сегодня в стране отсутствует элементарный порядок, и мы хотели бы, чтобы его сумели остановить», — рассказывает нам представитель украинского полицейского спецназа, который прежде работал в криминалистике. «Мы законопослушные граждане, но все понимаем. И спускаем самые безумные инициативы на тормозах — ведь за некоторые дела нам очень стыдно, правда», — рассказывает сейчас бывший милиционер.
Естественно, такая позиция далеко не всегда основывается на альтруизме. К примеру, даже прореженная идейными чистками украинская полиция, которая давно превратилась в приватную военизированную структуру руководителя МВД, явно отражает недовольство своим нынешним статусом — когда правоохранители не могут поставить на место бандитов, насильников и убийц, которые легко избегают наказания по политическим мотивам. Конечно, эта позиция отчасти обусловлена противостоянием Авакова и администрации президента, но этот момент явно не доминирует мотивации полицейских, которые разочарованы в мотивации своей работы — ведь всем ясно, что задержанных их усилиями уголовных преступников и коррупционеров сразу отпустят на свободу.
«Нам нет никакого реального практического смысла работать. Вошло в привычку, когда мы берем на горячем какого-то чиновника из правительства или депутата, сразу спрашивать, что у него за крыша, и сколько денег он даст за то, чтобы закрыть ситуацию на горячем, по ка еще не было никаких задокументированных решений. Цена вопроса — от пятисот до одной тысячи долларов. А через пару дней мы его же опять ловим в клубе, и уже ничего не можем с ним сделать. Это затягивает — поскольку все хотят получить деньги, но мы одновременно развращаемся, встраиваемся в преступные коррупционные схемы», — рассказывает Ukraina.ru недавно уволившийся правоохранитель, который потерял профессию из-за достаточно банального конфликта с представителем партии «Блок Петра Порошенко». Пьяные политики отдыхали в Гидропарке, и без особых проблем забанили полицейского, который приехал на вызов и попытался уличить гуляк в нарушении общественного порядка — включая стрельбу в воздух из боевых пистолетов.
Это касается не только полиции — украинские националисты вполне обоснованно говорят, что главным оплотом «ватных» настроений являются судебные органы. Не секрет, что судебная система Украины оказалась поломана через колено — патриотические активисты сплошь и рядом оказывают давление на суд, заставляя судебных работников выпускать явных преступников, которые виновны в тяжких и особо тяжких преступлениях, и сажать совершенно невиновных с точки зрения закона граждан — с перспективой однажды ответить за этот беспредел в международных судебных органах.
Нет никаких сомнений, что эти обстоятельства ведут к разложению и деморализации украинских судей. Девальвация закона, с одной стороны, позволяет властям безнаказанно нагибать судейских чинов — но всегда остается угроза, что наработанные сегодня правонарушения однажды будут исполнены против тех, кто заставляет цинично идти против закона полицию, СБУ и судей. И это, безусловно, понимают многие сотрудники разложившейся в результате коррупции и кумовства системы.
Поверьте — им тоже стыдно.