Часть «Укроборонпрома» — украинского военно-промышленной концерна — хочет возобновить сотрудничество с Россией. Об этом сообщает «КоммерсантЪ» со ссылкой на источники, близкие к украинскому правительству и российскому авиапрому. Речь идет о возможном согласии госпредприятия «Антонов» продлить летную годность самолетов Ан-124 «Руслан» российской компании «Волга-Днепр». В накладе Украина не окажется. Помимо платы, она может получить документацию для продления ресурса самолетов Ил-76, использующихся Вооруженными силами Украины.

«Мы мотивируем договоренности тем, что транспортники Ил-76МД, находящиеся у нас, а также состоящие на вооружении ВВС Украины,— это интеллектуальная собственность КБ Ильюшина», — сообщил изданию источник, близкий к Кабинету министров Украины.

По его словам, если Верховная Рада не поставит политическую сообразность выше необходимости сотрудничества, договоренности о возобновлении взаимовыгодных контактов российских и украинских авиастроителей и авиаперевозчиков удастся достичь.

Судя по всему, эти надежды уже оказались пустыми. «Народный фронт» — фракция, чьи представители курируют на Украине «оборонку» и МВД, уже обратилась в СБУ с просьбой изучить соответствующую информацию.

США ввели санкции против украинских авиаперевозчиков
© РИА Новости, Марина Лысцева | Перейти в фотобанк

«Мы обращаемся в Службу Безопасности Украины и Кабинет министров относительно безотлагательной проверки появившейся в СМИ информации. В частности, нужно создать специальную комиссию и выяснить, были ли факты нарушения санкций против агрессора, установленных решениями СНБО, а также имело ли место нарушение установленного законом порядка экспорта услуг двойного назначения. Соответствующие руководители должны отчитаться о результатах такой проверки в Верховной Раде», — говорится в заявлении партии.

Там заявили, что российские «Русланы» могут использоваться для переброски войск и продление их ресурса фактически усиливает оборонную мощь «страны агрессора». Кроме того, по мнению представителей «Народного фронта», это укрепит экономику России, ведь «Волга-Днепр» практически монополист по дальним большегрузным авиаперевозкам.

В ситуации разбиралась Ukraina.ru.

Ничего криминального

На сложившуюся ситуацию уже прореагировали в госпредприятии «Антонов».

«Государственное предприятие «Антонов» является разработчиком авиационной техники и, соответственно, держателем сертификатов типа самолетов «Ан», в частности, транспортного самолета Ан-124-100 «Руслан». Именно поэтому увеличение ресурса этой авиационной техники — прерогатива исключительно ГП «Антонов». Неисполнение «Антоновым» и Украиной обязанностей, обусловленных целым рядом международных правил и отечественным законодательством, приведут к применению соответствующих международных санкций. В частности — к запрету международных полетов самолетов марки «Ан», а также к передаче функций разработчика другим органам, уполномоченным страной-эксплуатантом воздушных судов», — сообщили в компании.

Там подчеркнули, что невыполнение «Антоновым» своих прямых обязанностей «приведет к утратам лицензий разработчика, разрешений на авиаперевозки и утрате рынков». Кроме того, в госпредприятии указали, что обязаны оценивать целостность конструкций своих самолетов в течение всего срока их эксплуатации. И действительно, держателем сертификата, разработанного еще в советские времена, самолета остается украинское ГП «Антонов». При этом процедура продления ресурса должна производиться каждые 4 тыс. летных часов, хотя сам ресурс — составляет 50 тыс. часов, 10 тыс. полетов и 45 календарных лет.

Примечательно, что в ГП «Антонов» отдельно подчеркнули: российская компания «Волга-Днепр» не входит в перечь российских компаний, в отношении которых по решению Совета национальной безопасности и обороны Украины применяются санкции, а «Русланы» российской компании обладают регистрацией гражданского воздушного судна и могут использоваться только для обеспечения потребностей граждан и экономических целей.

«ГП «Антонов» как разработчик авиационной техники действует в соответствии с действующим законодательством Украины и международными авиационными правилами», — подчеркнули в Госпредприятии.

С технической точки зрения ГП «Антонов» право. «Что касается технологического аспекта, то «Волга-Днепр» является эксплуатантом самолетов, которые были разработаны в конструкторском бюро Олега Антонова и производились и в Киеве, и Ульяновске. Естественно, что сопровождение этих самолетов нужно проводить. Так же, как на Украине эксплуатируются в транспортной и военно-транспортной версиях самолеты Ил-76, а также истребители и бомбардировщики российских КБ. И, соответственно, все технические регламенты тоже должны координироваться», — поясняет Ukraina.ru экс-замминистра инфраструктуры Украины Александр Кава.

Но, несмотря на то, что формально сотрудничество «Антонова» и российского авиаперевозчика не нарушает законы Украины, из-за заявления ястребов «Народного фронта» могут возникнуть трудности.

Политический вопрос

Говоря о перспективах сотрудничества Украины и России, Кава отмечает — это вопрос в большей степени политический. «Перспективы восстановления сотрудничества с Россией — вопрос политический и все будет зависеть от политических решений. Отношения между странами очень сложные и политика здесь будет играть определенную роль», — уверен эксперт.

В то же время, он указывает на тот факт, что многие украинские компании понесли существенные потери из-за весьма непростых отношений между Киевом и Москвой.

От авиационной блокады выиграл Минск
© РИА Новости, Алексей Куденко | Перейти в фотобанк

«Есть взаимозависимость между украинскими и российскими производителями. Например, для «Мотор-Сич» потеря российского рынка была большим уроном. Предприятие производило двигатели для вертолетов, которые производятся холдингом «Росвертол», двигатели для самолетов Ан-148, которые в последние годы производились преимущественно в Воронеже, а не в Киеве, они поставляли двигатели для Ан-140, которые последние 10 лет выпускались в Самаре на заводе «Авикор» и двигатели для самолетов-амфибий Бе-200, которые производятся в Ростове-на-Дону. Потеря этого рынка для них не компенсировалась. А авиация — это такая сфера, которая исключает установку любого двигателя на самолет. Его нужно сертифицировать. Да и сам самолет изначально проектируется под конкретный двигатель», — указывает Кава.

«Мотор-Сич» пыталась выйти из ситуации, переориентировавшись с России на Китай. Так, предприятие совместно с китайским партнером планировало построить завод в Китае, который будет обслуживать двигатели запорожской разработки.

«Китайская Skyrizon и украинский «Мотор Сич» планируют построить завод в городе Чунцин (Центральная часть Китая), где будут производить и обслуживать авиадвигатели по украинским технологиям. А еще компания планирует инвестировать $250 млн в модернизацию украинских производственных и проектных мощностей «Мотор Сич», — заявил в мае первый вице-премьер Украины Степан Кубив во время визита в Пекин.

Китайские деньги для предприятия пошли и по другому пути. 6 апреля 2016-го компания «Мотор-Сич» получила от компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited (Британские Виргинские острова) $100 млн под 0,3% годовых в рамках договора займа от 29 января 2016 года с китайской компанией Beijing Skyrizon Aviation Industry Investment Co Ltd. В свою очередь китайская компания является владельцем 100% уставного капитала компании Hong Kong Skyrizon Holding Limited (Гонконг), а та владеет 100% уставного капитала компании Skyrizon Aircraft Holdings Limited. После договора займа некий украинский гражданин, которым, как сообщили позже украинские СМИ, может являться нардеп и собственник «Мотор-Сичи» Вячеслав Богуслаев, продал 56% акций ПАО «Мотор-Сич» компании Beijing Skyrizon. Самому Богуслаеву прямо принадлежали 15,83% акций предприятия. Через подконтрольные компании Business House Helena — 17,3% акций и через компании ООО «Гарант Инвест», ООО «Гарант Альфа», ЗАО «Торговый дом Елена», СК «Мотор Гарант» и другие структуры — 15,7% акций.

СБУ это не понравилось. В июле 2017 года спецслужба открыла уголовное производство по статьям «диверсия» и подготовка к преступлению. А киевский суд арестовал акции «Мотор-Сичи».

У других предприятий ситуация не лучше. Тот же «Антонов», несмотря на сообщения о новых перспективных разработках, пока не может похвастаться солидным портфелем заказов. А это значит, что предприятию рано или поздно придется «затягивать пояса». Возобновление сотрудничества с Россией могло спасти «Антонов». Тем более, ничего уголовного нет — «Волга-Днепр» — гражданская компания и вряд ли, особенно в условиях российско-американского охлаждения отношений, будет подставляться под санкции и тесно сотрудничать с Минобороны РФ. Да и случай с «Антоновым» мог стать «пробным шаром» для таких украинских компаний, как «Южмаш» и «Турбоатом», которым из-за потери связей с РФ тоже приходится несладко. Сейчас в дело решили вмешаться политики и ничего хорошего ожидать не приходится. Впрочем, есть еще надежда, что здравый смысл возобладает над «политической целесообразностью».