Инициатором выступила украинская редакция. Ее инициативу поддержали коллеги не только из иранской и арабской, но и еще нескольких редакций. В акции участвовало около ста журналистов.

Сокращение вещания, в том числе и на украинском языке, по заявлению руководства Euronews, вызвано проблемами с финансированием.

Однако в то же время Euronews планирует увеличить объем вещания на русском, английском и французском языках.

Создалась, в общем-то, парадоксальная ситуация: в то время, как Украина ждет безвиза и не перестает заявлять о неизменности курса на евроинтеграцию, Euronews прекращает украинское вещание, но почему-то увеличивает финансирование русскоязычной версии.

В этой интересной ситуации разбиралось издание Ukraina.ru

Партия регионов дала старт украинскому Euronews

История украинского вещания Euronews началась в 2011 году, когда правительство Николая Азарова приняло решение о начале его финансирования.

Для этого необходимо было заплатить штаб-квартире этой европейской телекомпании, находящейся в Лионе, 5 миллионов евро за ежегодную лицензию, а также обязать государственную Национальную телерадиокомпанию Украины заключить договор с Euronews о ежедневной трансляции блока новостей этой компании на Первом национальном. Договор был заключен сроком на 6 лет.

Такой большой срок потом и аукнется украинской редакции. Почему, объясним ниже.

НТКУ на момент заключения контракта возглавлял Егор Бенкендорф, а его первый заместитель Валид Арфуш непосредственно и занимался коммуникацией между украинской редакцией Euronews и Первым национальным.

Для чего Euronews нужно было регионалам, взявшим власть на Украине после победы Виктора Януковича на президентских выборах в 2010 году?

Это нужно им было, в том числе и в пропагандистских целях. Для смены имиджа. Регионалам не нравилось то, что их считают пророссийскими. Они полагали, что такой образ будет им вредить в глазах украинских граждан, прежде всего, тех, которые жили на Западной и в Центральной Украине. Это, в конце концов, было опасно, так как пророссийский курс мог бы вызвать новые волнения на Украине, как это было в 2004 году, когда их отстранили от власти. Поэтому "регионалам" и надо было постоянно доказывать свою приверженность европейскому курсу.

И они начали это делать: Янукович после прихода к власти официально объявил, что внешнеполитическим курсом Украины будет курс на евроинтеграцию. Раз он официально взял курс на вхождение Украины в единое европейское пространство, то начало украинского вещания Euronews должно было восприниматься, как они думали, как вхождение в единое европейское телепространство.

Разрыв контракта

Однако после победы Евромайдана команда НТКУ меняется. Вместо пары Бенкендорф-Арфуш на НТКУ приходит команда харьковского журналиста и медиаменеджера Зураба Аласании (украинские СМИ называют его человеком Арсена Авакова).

Аласания приступает к реорганизации канала. Решив, что ежедневный блок Euronews за 5 миллионов евро в год это дорого, бессмысленно и не окупается— он принимает решение прервать отношения с этой телекомпанией. На тот момент у НТКУ накопилось долгов перед Euronews на сумму 10 миллионов евро. К тому же никакого проевропейского имиджа политикам, пришедшим в 2014 году к власти, было уже не надо, а поэтому продолжать финансирование украинского вещания Euronews, да еще и в условиях начавшегося экономического кризиса, было дорого.

«Аласания понимал, что если он вот так возьмет и разорвет контракт с Euronews, то в Киеве это вызовет скандал. Этого нельзя было делать весной 2014 года, памятуя, что слово «европейский» самое ключевое и популярное слово в украинской политике, а Евромайдан вначале и собрался как реакция на отказ Януковича и Азарова подписать договор в Вильнюсе об ассоциации между ЕС и Украиной. Поэтому он не разорвал контракт, а просто дождался конца 2014 года, когда тот закончился, и просто не стал его продлевать на 2015 год», сообщил Ukraina.ru источник в НТКУ.

Но если контракт был первоначально заключен на 6 лет, то есть он действовал до 2017 года включительно, то почему в таком случае Аласания ждал конца 2014 года?

Дело в том, что по украинским законам государственное предприятие, которым и было НТКУ, не имеет права заключать договора, с кем бы то ни было, сроком больше, чем на один год. Ведь госпредприятия финансируются из госбюджета, который ежегодно принимается украинским парламентом. То есть, в бюджете определяются траты только на текущий год, а не на шесть лет вперед. Таким образом, договор между Euronews и НТКУ был заключен с нарушением украинского законодательства.

Вот отсюда и задолженность НТКУ перед Лионом. Украинские законы позволяли не платить по этому контракту.

Из кармана Москвы

Тогда кто в таком случае платил зарплату журналистам украинской редакции Euronews в течение последних двух лет? А она была большой. По информации нашего издания, журналисты украинской редакции зарабатывают не меньше 3 тысяч евро в месяц.

Как это не прозвучит странно…Россия. Во всяком случае, она платила часть этой суммы. Объяснение этому неожиданному утверждению следующее.

Euronews — это частная компания, которая была создана в первой половине 90-х как паневропейский канал. В настоящий момент вещание ведется на 14 европейских и азиатских языках, в том числе на украинском и русском.

Русская версия выходит с 2001 года, когда ВГТРК приобрела часть акций Euronews. В настоящий момент, как рассказал Ukraina.ru источник в НТКУ, Россия владеет 24% акций. Для сравнения — у Украины всего 1%.

Бюджет телекомпании формируется за счет покупки странами лицензии на вещание у  Euronews. Именно из бюджета Euronews все эти годы и получали журналисты украинской редакции. Сама же медиакомпания осуществляет выплаты за счет денег, которые она получает за лицензии на вещание. По словам источника из Украины, в настоящий момент лицензию покупают только США и Россия, остальные страны отказались платить. Таким образом, и получается, что половина зарплат журналистов украинской редакции формируется за счет России.

Фирташ и Euronews

По информации источников Ukraina.ru, когда НТКУ отказалась как платить, так и транслировать новостные блоки Euronews, покупать ежегодную лицензию посоветовали украинскую олигарху Дмитрию Фирташу.

«Тогда, в 2014 году, он находился под судом в Вене. И, видимо, ему кто-то подсказал, что покупка права на украинское вещание телеканала ему каким-то образом поможет в пиар-кампании по его защите. Он думал, что можно поставить Euronews себе на службу. Начались переговоры. Телеканал «Интер» даже выпустил пресс-релиз о том, что скоро он будет ежедневно транслировать выпуски Euronews. Но потом от этой затеи отказались, так как заниматься чей-то пиар-защитой является «неформатом» для этого телеканала. Таким образом, вопрос о финансировании снова завис», — рассказал нам источник в НТКУ.

И действительно, в марте 2015 года InterMediaGroup и Euronews подписали договор о сотрудничестве.

«Для нас сотрудничество с Euronews является очень перспективным, особенно в свете нынешней социально-политической ситуации. Чрезвычайно важно сделать конкретные шаги, которые помогут сформировать в сознании наших граждан реальную картину европейского образа жизни и предоставлять им своевременную и понятную информацию из Европы», — заявляла тогда руководитель Inter Media Group Анна Безлюдная.

Позже Фирташу стало не до Euronews. Сейчас олигарха могут выдать испанским правоохранителям. Ему нужно защищать и собственный канал «Интер», который регулярно атакуют радикалы при попустительстве МВД и поддержке украинских политиков.

В общем, Киев, благодаря в том числе и новой политике государства в информационном пространстве, лишился еще одного «окна в Европу». На сей раз — информационного.