Об этом, а также о том, как ответит Россия в случае покушения ВСУ на регион, в интервью изданию Украина.ру рассказал член Высшего совета Общероссийского движения "Сильная Россия", политолог Максим Бардин.
Ранее в МГБ Приднестровья сообщили, что на территории одной из воинских частей Тирасполя произошел пожар из-за взрыва дрона-камикадзе, полет которого был зафиксирован со стороны Клеверного моста недалеко от границы с Одесской областью.
— Максим, это уже не первая провокация в отношении Приднестровья. Чем она отличалась от предыдущих?
— Это была точечная атака. Беспилотный дрон, управляемый анонимным оператором, ударил точно по вертолету. Украина таким образом показала, во-первых, что она все-все видит в Приднестровье. Во-вторых, что у ВСУ есть необходимые современные западные средства вооружения, способные работать комплексно и проводить подобные воздушные атаки.
— Почему не остановили атаку, в том числе наши формирования, которые там находятся?
— ВСУ используют современное западное вооружение. Новейшие разработки. Поэтому нужен адекватный противовес. Но сейчас регион заблокирован, поэтому доставить туда новое ПВО технически сложно.
— Есть несколько версий произошедшего. Какая из них более вероятна и почему?
— Первая версия. Якобы украинцы пытались купить или выменять у Приднестровья военные вертолеты, которые киевский режим сейчас собирает по всему миру. Вспоминается пример с Эквадором, который собирался что-то продать Украине из авиационной техники, но после бананово-санкционной войны передумал.
В Приднестровье тоже есть вертолеты, оставшиеся там еще с советских времен. Они находятся на складе с оружием в селе Колбасна и за его пределами. Дело в том, что на территории ПМР есть собственная республиканская армия и российское гвардейское оперативно-стратегическое формирование (14-я армия). Гвардейцы как раз охраняет упомянутый склад.
Видимо, ВСУ могли показать приднестровцам, что будет, если они не отдадут советскую технику.
Вторая версия. Приднестровье изначально находилось в блокаде между Молдавией и Украиной, а после начала СВО психологическое давление со стороны Киева только усилилось. За два года СВО киевский режим неоднократно намекал, что готов к проведению силовой операции в отношении Приднестровья. ВСУ стягивали к границам с республикой бронетехнику и личный состав.
Власти Молдавии неоднократно заявляли, что могут попросить у Украины помощь в "восстановлении порядка в регионе". Для реализации подобного сценария нужен политический повод, который Кишинев, при желании, найдет. Правоохранительные органы Молдовы могут заявить, например, что на территорию региона зашли диверсанты и теперь их "срочно нужно найти и обезвредить".
То есть атака на вертолет вполне может быть частью подготовки к такой агрессии.
Третья версия. Запад хочет раскачать ситуацию в Молдавии, чтобы втянуть ее в вооруженный конфликт. Майю Санду пытаются убедить в необходимости провести операцию, чтобы демонтировать политический режим Приднестровья.
Кроме того, в Румынии НАТО собирается строить крупнейшую в мире базу. Весь черноморско-карпатский регион милитаризируется.
— Означает ли атака по вертолету, что Молдавия и Украина пока воздержатся от силовой операции, а будут терроризировать Приднестровье подобными налетами? И насколько регулярны должны быть атаки ВСУ, чтобы дестабилизировать регион?
— Одно другому не мешает. Пока силовой операции нет, ВСУ могут попытаться наносить удары с воздуха "анонимными" беспилотниками. И такие атаки могут оказать существенный ущерб.
Возможно, ВСУ надеются, что после нанесения максимального ущерба, с помощью атак БПЛА, наземную операцию будет проще проводить, так как некоторые военные объекты будут выведены из строя.
— То есть захват Приднестровья силами Украины возможен?
— Такой вариант исключать нельзя. Во-первых, регион территориально заблокирован Молдавией и Украиной. Во-вторых, у ВСУ достаточно ресурсов, позволяющих это сделать.
У Приднестровья есть стрелковое оружие и боеприпасы, но и дефицит бронетехники и средств ПВО. Одним стрелковым оружием будет тяжело остановить продвижение Украины. Согласно открытым данным, в регионе 1000 российских миротворцев и около 35 тысяч военнослужащих национальной гвардии.
В случае агрессии со стороны Украины России будет очень сложно перебросить туда дополнительные силы. Поэтому единственный вариант — прорубаться в Приднестровье через Николаев и Одессу. Об этом неоднократно говорило высшее политическое руководство России.
— То, что нам надо прорубаться по земле через Одессу и Николаев понятно. Можем ли мы нанести удар крылатыми ракетами по скоплениям украинской техники, которая сосредоточится для прорыва?
— Да. Эффективные воздушные удары могут повлиять на любой театр военных действий. Данный регион исключения не представляет. Однако, взять территорию под контроль могут только пехотинцы. Ракеты могут затормозить или в каком-то роде заморозить эскалацию, но без присутствия личного состава окончательно решить вопрос невозможно.
— Если все же рассматривать силовой вариант, то какой сценарий наиболее вероятен: нападение Украины, Молдавии или одновременная атака?
— Если все-таки решатся на силовой конфликт, который в обязательном порядке будет согласован с Вашингтоном, то, скорее всего, атаки будут предприняты сразу с двух сторон. Как со стороны правого берега Днестра, так и со стороны Одесской области.
Конечно, перед этим будет сформирован какой-то политический повод — например, скажут, что якобы нужна защита территории, поиск и нейтрализация диверсантов, восстановление целостности страны — о чем частично я упомянул выше.
Но смысл останется прежним: молдавские силовые и правоохранительные органы должны будут обязательно присутствовать при проведении операции, так как именно на Молдавию будет завязан политический повод. А перед этим его одобрят и поддержат Брюссель и Вашингтон.
— Вы сказали, что весь черноморско-карпатский регион сейчас милитаризируется. Но есть и обратное мнение, что Западу невыгодно дестабилизировать регион, поскольку тут есть риск прямой войны с Россией. Как одно с другим может сочетаться?
— Западу, на самом деле, выгодна и дестабилизация, и милитаризация черноморско-карпатского региона. Возможные боевые столкновения неминуемо будут растягивать фронт. В этом случае Россия будет вынуждена перераспределять военные ресурсы.
— Франция традиционно отвечает за Карпатский регион. Такое распределение определено Вашингтоном около тридцати лет назад. Однако необходимым ресурсом для серьезного переустройства политического поля региона Франция не обладает.
В вооруженной эскалации конфликта не заинтересована Румыния. Поэтому Бухарест будет всячески уклоняться от каких-либо силовых операций и пойдет на них только в крайнем случае при очень сильном давлении Пентагона и НАТО.
— За независимость Приднестровья и ее последующее свободное присоединение к России высказались 97% граждан региона, принявших участие в референдуме в 2006 году. Почему непризнанная Украиной и Молдавией Республика Приднестровье еще не в составе России?
— Приднестровье не имеет с Россией общей границы. Москве сложно экономически и политически поддерживать регион. Поэтому резкие шаги сейчас могут привести к непредсказуемым последствиям. Политическим оппонентам России легко заблокировать Приднестровье, что и происходит сегодня.
Из региона сложно выехать. В Тирасполе нет аэропорта. Если приднестровский политик захочет приехать в Москву, ему необходимо поехать в Кишинев, там сесть в самолет и прилететь в Россию через третьи страны. Но в Кишиневе человека могут задержать и предъявить ему какие-либо политические обвинения.
— Вы сказали, что Майю Санду пытаются убедить в необходимости провести операцию против Приднестровья. А сама Молдавия готова к этому? Какие там настроения у властей и у простых граждан?
— Пока что молдавские власти всячески хотят избежать участия в боевых действиях. Все-таки Приднестровье — пророссийский анклав с населением минимум 370 тысяч человек. При этом около 200 тысяч из них имеют гражданство Российской Федерации. Люди принимали участие в недавних выборах президента России, чему были посвящены большие видеорепортажи.
В самой Молдавии политическая ситуация тяжелая.
Экономика государства оставляет желать лучшего. Агропромышленную продукцию Кишинев может продавать в существенных объемах только в Россию. Это сложно, потому что Украина заблокировала логистические пути. Переправлять товары трудно, налаживать контакты с поставщиками из Российской Федерации не получается.
Молдавские фермеры нуждаются в удобрениях, которые Россия могла бы поставить, но Кишинев блокирует и это сотрудничество. В результате, вся продукция остается в Молдавии.
Что касается газа, "Газпром" готов рассмотреть вопрос поставки топлива в Молдавию. Но на Западе четко заявили, что Кишинев должен быть независим от российского газа. Дескать, это крючок, с помощью которого Москва удерживала Молдавию в сфере своего влияния.
Запад, в свою очередь, не дает денег для молдавской экономики — если только на строительство "школ демократии".
Осенью в стране будут президентские выборы. Майя Санду, которую поддерживает Вашингтон и Евросоюз, намерена идти на второй срок. Она ставит целью полностью оторвать Молдавию от России. Но у нее слабые рейтинги и непонятно, чем она может завлечь избирателя.
С одной стороны, политтехнологи хотели бы позиционировать Майю Санду как "собирателя молдавских земель" и человека, который может решить приднестровский вопрос. С другой, именно для ее избрания, готовят референдум "о вхождении в ЕС", который должен состояться в один день с президентскими выборами.
Кстати, постановка вопроса референдума интересна. Если граждане Молдавии и выскажутся за вступление в ЕС, то это не будет означать автоматического принятия. Такие вопросы решает "коллективный" Брюссель, а не Кишинев.
Вместе с тем, политики Молдавии говорят о том, что данный референдум определит стратегическую позицию государства. Соответственно, последующая критика "послереферендумной стратегии" будет рассматриваться как деятельность, противоречащая официальной позиции государства.
— Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен в апреле 2023 года на закрытой части встречи с главами ведомств и разведывательных служб стран ЕС сообщила что вопрос "о спорной автономной территории Приднестровья планируется решить не позднее декабря 2024 года". Почему Украина до сих пор не захватила Приднестровье, а только пугает людей дронами? Возможен ли такой сценарий к концу 2024 года?
— В то же время для Украины открывать второй фронт в сторону Приднестровья проблематично. Надо снимать военных с боевых позиций и переводить на другие участки линии боевого соприкосновения. Соответственно, какие-то другие участки фронта будут оголяться и проседать.
Поэтому такой шаг рискованный. Но главное, в Киеве и Кишиневе не знают, какая последует реакция России. Да, сухопутного коридора у России к Приднестровью нет, но ведь есть небо. Слишком сильный военный, да и политический риск, к которому Киев, да и Кишинев, судя по всему, не готовы.