Ну, казалось бы, прорвало так прорвало. И особняком меньше, особняком больше — новости для города, перешедшего грань инфраструктурного коллапса под руководством мастера ораторского искусства, вполне обыденные.
Но повод для размышлений всё же есть, причём не столько о Виталии Кличко, сколько о том, когда Россия перестала быть Украиной.
Украина — не Россия
Многие граждане Украины до сих пор воспринимают Россию как ухудшенную версию их страны, только с Владимиром Путиным, плохой едой и отвратительным климатом.
В рамках этой логики бытовало мнение, что бардака в России должно быть уж точно не меньше, чем на Украине, а чиновники должны быть таким же бестолковыми и обременёнными клептоманией. Следовательно, если на стороне Украины все страны Запада, то победить Россию не составит труда.
Поэтому у российских чиновников искали иностранную собственность, арестовывали счета и запрещали им въезд в США и ЕС.
Составлявшиеся ещё с 2014 года санкционные списки после начала СВО стали поистине бесконечными, а с июня 2023 года европейские санкции стали вводить и против родственников физических лиц из России.
Тем не менее никакого толку от введённых персональных санкций нет — политический курс России остался неизменным. О причинах этой устойчивости на Западе только гадали, а на Украине, в принципе, и не задумывались, в силу стереотипного восприятия России.
С начала 2000-х в России произошло несколько знаковых реформ, которые на Украине так и не смогли провести, что и сделало возможным покупку Кличко (а он его задекларировал) особняка в Германии площадью в 750 квадратов.
· В 2001 году политические партии в России стали финансировать из государственного бюджета, что сократило их зависимость от олигархии. В 2005 году за решётку отправился главный Михаил Ходорковский* (признан в РФ иноагентом) — олигарх с неуёмными амбициями, что ознаменовало запрет для крупного капитала на участие в федеральной политике. На Украине в это время как раз началась олигархическая вольница.
· В 2009 году заработал портал «Госуслуги», оцифровавший множество государственных услуг и создавший между чиновников и гражданином ряд преград, не позволяющих давать и принимать взятки на низовом уровне. Украинский аналог «Госуслуг» заработал лишь в 2020 году.
· В 2012 году был принят закон «Об иностранных агентах» и началось сокращение влияния финансируемых извне НКО на российское общество и через него на политику. С 2007 года гранты НКО внутри России выдавали из федерального бюджета, а к 2017 году объёмы поддержки некоммерческих организаций увеличили, а заодно изменили и систему распределения денег — ответственным за их выделение стал Фонд президентских грантов. Государство гранты на Украине выдавать так и не начало.
· В 2012 году был принят 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», и с 1 января 2013 года в России введён контроль за крупными расходами государственных и муниципальных служащих, а также работников организаций государственного сектора. По сути, 230-ФЗ создал схожий с украинским механизм контроля за чиновниками, с той лишь разницей, что в России бюрократию контролировала прокуратура, а на Украине — подконтрольные США и ЕС антикоррупционные органы. И произошло это раньше, чем были созданы украинские НАБУ и САП.
· В апреле 2013 года отдельным категориям российских чиновников запретили хранить деньги в банках за пределами России, а также владеть ценными бумагами иностранных эмитентов. Заодно чиновников обязали задекларировать свою иностранную недвижимость.
· В 2014 году вступил в силу закон о втором гражданстве: граждан России обязали уведомить государство о наличии у них гражданства какой-либо страны, помимо РФ. После внесения поправок в конституцию России в ней появилась норма о запрете на двойное гражданство или вид на жительство для премьер-министра, министров, глав федеральных органов, губернаторов, сенаторов, депутатов и судей. В развитие нормы конституции президентом в Госдуму был внесён 51 законопроект о запрете второго гражданства для государственных и муниципальных служащих, а также силовиков.
Как видно из этой длинной хронологии, Россия начала путь по превращению в «не Украину» ещё в начале нулевых, а к январю 2014 года — тогда Верховная рада приняла «диктаторские законы», включая нечто похожее на украинский аналог закона об иностранных агентах — Россия окончательно перестала быть Украиной.
Но мало принять законы, нужно ещё и обеспечить их исполнение.
Как правильно сажать чиновников
За последние десять лет за решёткой оказались разные влиятельные и крайне небедные люди: экс-сенатор от Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков вместе со своим отцом Раулем приговорен к пожизненному заключению.
Отсидел и вышел по УДО экс-глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. За хищения и мошенничество к 19 и 18 годам лишения свободы приговорены братья Зиявудин и Магомед Магомедовы.
12 лет получил бывший министр «открытого правительства» Михаил Абызов. Лишился бизнеса Сергей Сопчук, «совмещавший» статус депутата Госдумы от «Единой России» с управлением золотодобывающей компанией.
Под угрозой изъятия агрохолдинг «Покровский» с 50 дочерними предприятиями — прокуратура подозревает, что его владелец Андрей Коровайко создал коррупционным путём.
В общем, сажали в «тоталитарной» России много, ещё больше изымали денег. С 2013 по 2019 годы прокуроры инициировали свыше 1,5 тыс. процедур контроля в рамках 220-ФЗ, изъяв у чиновников имущества на 14 млрд рублей.
В 2019 году у коррупционеров изъяли имущества на 20 млрд рублей, в 2020 году — на 10 млрд рублей, в 2021 году уже на 74 млрд рублей, а по итогам 2022 года и вовсе на 90 млрд рублей.
Активно изымать коррупционные деньги стали после дела экс-полковника Захарченко, у которого в 2019 году конфисковали 9 млрд рублей. Родственники Захарченко попытались вернуть деньги в 2022 году, но безуспешно — они указывали, что в федеральном законодательстве нет нормы, предусматривающей изъятие денег у коррупционеров (под конфискацию попадало всё, кроме денег).
Но жалобы не помогли, а в марте 2022 года вступила в силу норма, позволяющая изымать у чиновников деньги, законность получения которых невозможно доказать.
В 2019 году Головинский суд Москвы обратил в доход государства 800 млн руб., 72 млн долларов и 8 млн евро, изъятые в ходе обыска у экс-начальника второго отдела управления «К» Службы экономической безопасности ФСБ Кирилла Черкалина.
В 2020 году Гагаринский суд Москвы конфисковал 32,54 млрд рублей, принадлежавшие бывшему министру по делам «открытого правительства» Михаилу Абызову, а год спустя доначислил ему еще 22 млн долларов, которые также квалифицировал как часть коррупционного дохода.
Как видно, по антикоррупционным делам Россия также давно перестала быть Украиной.
***
Весь этот длинный антикоррупционный экскурс автор совершил не столько для убеждения кого-либо из числа граждан бывшей Украины в том, что Россия Украиной быть перестала — воевать со стереотипами дело мучительное и неблагодарное.
Важно другое. Представить, что у московского градоначальника Собянина есть как минимум вид на жительство в Германии и особняк там, как у Кличко, было фантастично еще до начала СВО, а после и вовсе невозможно.
Владеть зарубежными счетами и особняками для чиновника приятно, и отказывались чиновники от подобных привилегий не от хорошей жизни. Отказ в части «национализации элит» растянулся на десятилетие, происходил со скрипом и под нажимом со стороны президента и его Администрации.
По ходу дела из властной обоймы выпали десятки губернаторов и иных чиновников — не зря ведь была создана «Школа губернаторов», а на очереди ещё и «Школа мэров» — а некоторые из элитариев ещё и за решётку угодили.
Но отказаться заграничных благ и статусных погремушек пришлось. Теперь вместо шопинга в Париже — приём курьеров из Дубая, вместо отдыха в Монако — курорт в Сочи, а дети попрощались с Лондоном и вернулись в Москву.
От всего этого как раз не пожелала отказываться украинская элита, сделавшая, как отмечает философ Алексей Чадаев, выбор в пользу колониальной, а не суверенной и тем более цивилизационной модели государства.
Трагедия Украины не в том, что у Кличко появился новый особняк, а в том, что там за 30 с лишним лет независимости не нашлось никого, кто смог бы за десятилетие создать новые условия для бюрократии, уподобив её лягушке, варящейся на медленном огне.
* Признан в РФ иноагентом.