Валентина Гризодубова: девушка другой мечты - 27.04.2024 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
История обложка
История

Валентина Гризодубова: девушка другой мечты

  - РИА Новости, 1920, 27.04.2024
Читать в
ДзенTelegram
Валентина Степановна Гризодубова родилась 27 апреля 1909 года в Харькове. Имя, когда-то известное каждому советскому школьнику, со временем стало забываться, как и вся давняя эпоха массового энтузиазма и свершений. Ее затмил иной, исполненный ненависти взгляд на 30-е годы прошлого века

В 1936 году на экраны СССР вышел фильм классика советского кинематографа Якова Протазанова «О странностях любви». Его чрезвычайно любопытно пересматривать сегодня: легко узнаваемые крымские пейзажи, красивая молодёжь, дерзкие для того времени купальники и — массовое увлечение воздухоплаванием. Буквально через пять лет именно это поколение юношей и девушек вступит в бой с вторгшимся в их жизнь нацистским зверьём.

Одной из самых известных девушек того времени была дочь харьковского дворянина и авиаконструктора-любителя Степана Васильевича Гризодубова — Валентина. Свой первый полет девочка совершила будучи двух с половиной лет от роду на аэроплане своего отца. Октябрьскую революцию дворянин Гризодубов принял, а в 1919 году красный военачальник Клим Ворошилов назначил Степана Васильевича директором ремонтных мастерских Харьковского авиапарка. Позже из тех мастерских вырос знаменитый Харьковский авиазавод, в наши дни благополучно почивший после двух украинских Майданов.

Дочь Гризодубова Валентина по окончании школы поступила в Харьковский технологической институт и одновременно в консерваторию, однако её истинной страстью оставалось воздухоплавание. Молодая Советская республика уделяла огромное значение развитию воздушного флота, а бурная эмансипация того времени давала советским девушкам огромные возможности для раскрытия своего потенциала. В 1934 году Валентина Гризодубова становится дипломированным пилотом. 

  - РИА Новости, 1920, 21.03.2019
День в истории. 21 марта: в Одессе состоялся первый в России публичный авиационный полетВ этот день в 1910 году на летном поле одесского аэроклуба первый русский дипломированный пилот Михаил Ефимов, крестьянин по происхождению, в присутствии многочисленной публики совершил несколько полетов на самолете французской марки Фарман. Этот день навсегда вошел в историю русской авиации.

Это было десятилетие массовых рекордов, которые как бы раздвигали рамки человеческих возможностей — на небе, на земле и даже под землёй (вспомним Стаханова). Рекорды как возможность прорыва на новый уровень развития технологий являлись важной частью государственной пропаганды и имели вполне прикладное значение: ускоренное строительство промышленных объектов, освоение Северного морского пути, прокладка новых воздушных трасс и т.п.

Смелость, талант (возможно, и наследственность) быстро сделали Гризодубову весьма заметной фигурой среди женщин-пилотов Советского Союза: в 1937-38 годах она превзошла пять различных американских рекордов скорости. За выдающиеся достижения в освоении авиационной техники и установление мировых рекордов Валентина Гризодубова была награждена орденами Трудового Красного знамени и Красной Звезды, а также стала депутатом Верховного Совета СССР первого созыва.

Когда стал вопрос о подготовке беспосадочного перелета женского экипажа на Дальний Восток, правительством была собрана команда настоящих звёзд того времени: командир Валентина Гризодубова, Полина Осипенко (второй пилот, тоже рекордсменка), Марина Раскова (опытный штурман, соавтор нескольких рекордов).

Раскова оставила любопытные «Записки штурмана» о подготовке к тому полету, в частности, отмечала, что Гризодубова за пределами лётного поля была невероятно женственной, что весьма отличается от её привычного облика в лётном комбинезоне: «Валя жила в одной комнате с матерью, мужем и маленьким сынишкой, которого со дня рождения начали называть Соколиком, хотя имя его Валерий. Я увидела, что моя подруга не только летчик, но и замечательная мать. Ребенок шумел, это нисколько ее не обременяло. Она с таким восторгом следила за каждым его движением, что я даже ей позавидовала».

Когда Раскова знакомила Валентину с будущим вторым пилотом экипажа Полиной Осипенко, та даже засомневалась в компетентности Гризодубовой.

  - РИА Новости, 1920, 27.04.2024

«Когда Полина приехала в Москву, мы вместе с ней отправились к Вале. Валя сидела в своем обычном летнем платье и баловалась с Соколиком. Полина смотрела на Валю с явным недоверием. Она в это время, наверное, думала: "Не может быть, чтобы такая "комнатная" с виду женщина была способна на дальний перелет". Действительно, Валя у себя дома ничем не напоминала Валентину Гризодубову, знаменитую советскую летчицу. Ничто в ней не обнаруживало лётного человека. А когда мы с Валей сели за рояль и стали играть, Полина была совсем сбита с толку», — как вы помните, Гризодубова училась в Харьковской консерватории.

  - РИА Новости, 1920, 07.02.2019
День в истории. 7 февраля: в Подмосковье родился знаменитый киевский авиаконструкторВ этот день в 1906 году появился на свет авиаконструктор Олег Константинович Антонов. Говоря об украинском самолетостроении, чаще всего вспоминают именно марку «Ан», хотя сам Антонов, в отличие от пионеров воздухоплавания и конструирования Степана Гризодубова и Игоря Сикорского, не являлся местным уроженцем. Он переехал в Киев только в 1952 году.

Зато, когда речь зашла о перелёте, тон разговора переменился: «Валя стала подробно рассказывать о машине. Говорила деловито, просто и убедительно. Очень терпеливо и со знанием дела отвечала на вопросы Полины. Уже по глазам Полины и по ее тону было видно, что мнение ее о новой знакомой изменилось <…> На улице Полина поделилась со мной своими впечатлениями:

- Знаешь, мне сперва показалось, что все это "липа", а теперь я вижу, что дело серьезное. Боевая она, Гризодубова…»

Беспосадочный перелёт Гризодубовой-Осипенко-Расковой для технологий того времени действительно был настоящим подвигом: 24-25 сентября 1938 года на отечественном самолёте АНТ-37 они пролетели 6450 километров за 26 часов 29 минут. За Уралом лететь пришлось, потеряв радиосвязь с землёй, машина испытывала оледенение, промахнулись по курсу и вылетели вместо Комсомольска-на-Амуре на Охотское море, топлива не хватало, пришлось экстренно приземляться, штурман Раскова десантировалась в тайгу, последовала сложная спасательная операция…

В Москву девушки вернулись с триумфом, встречала их вся столица, а в ноябре 1938 года в честь них был дан большой приём в Кремле.

Вспоминает Марина Раскова: «Со своего места встает мать Полины Осипенко. Она волнуется, дрожит, на веках у нее блестят слезы. Она подходит к товарищу Сталину и передает ему подарок от села Новоспасовки. Это большой альбом с рисунками старой и новой Новоспасовки — села [на Украине], где родилась Полина Осипенко… Сталин с ней поцеловался. Старушка уж ничего не могла выговорить… Подходит отец Гризодубовой. Он просит слова, но и у него из речи мало что получается… <…> На сцене появляется красноармейский ансамбль песни и пляски. Товарищ Сталин любит народные песни. Он любит украинские песни и просит, чтобы спели "Закувала". Он говорит, что это его любимая песня. Когда красноармейский хор поет украинские и красноармейские песни, Сталин и Ворошилов подпевают…»

За перелёт харьковчанка Гризодубова первой из советских женщин получает звание Героя Советского Союза. Этим же званием награждены члены экипажа Осипенко и Раскова.

  - РИА Новости, 1920, 28.09.2018
Как харьковская дворянка стала героем Советского СоюзаВ эти дни, 80 лет назад стало понятно, что мировой рекорд дальности беспосадочного женского авиаперелета принадлежит советскому экипажу. Валентина Гризодубова, Полина Осипенко и Марина Раскова за 26 часов 29 минут покрыли расстояние в 6450 километров. Но это не первый и не последний рекорд на счету Валентины Степановны.
Пользуясь своими связями и официальным статусом депутата, Валентина Степановна активно заступается за многих жертв репрессивной кампании, в частности за ухаживавшего за ней в юности Сергея Королёва. «Как дам ему, когда он меня за косу дёрнул, так он в угол отлетел. Рука была тяжелая», — смеясь вспоминала Валентина Степановна знакомство с будущим отцом советской космонавтики. Заступничество знаменитой лётчицы спасло жизнь не только Сергея Павловича Королева, но ещё многих людей. А самой-то Валентине Степановне едва исполнилось тогда 30 лет.

А потом пришла война. Полковник Гризодубова командовала 101-м авиаполком Красной армии, который занимался, в числе прочего, обеспечением партизанских отрядов в глубоком тылу противника и вывозом раненых на Большую Землю. При её непосредственном участии из опасной зоны было эвакуировано более 4000 детей.

После войны Валентина Гризодубова долгое время занималась научной (в том числе и секретной) работой в сфере авиатехники, за что была в 1986 году удостоена и высшего гражданского звания Героя Социалистического труда, а в свободное время музицировала столь профессионально, что сам директор Большого театра Юрий Муромцев поразился её таланту; любила играть Бетховена, Шуберта, Рахманинова.

Валентина Степановна скончалась 28 апреля 1993 года в Москве. Сегодня в Харькове есть музей Степана и Валентины Гризодубовых, однако в свете нынешней «декоммунизации» до запланированного возведения памятника дело, похоже, так и не дойдёт. Да и какой смысл напоминать не помнящим родства о славном авиационном прошлом: сменилась не просто эпоха — изменился сам типаж человека. «Человек будущего» остался в прошлом.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала