"Вокруг Булгакова": "Мастер и Маргарита" Гектора Берлиоза - 31.03.2024 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
  - РИА Новости, 1920, 15.08.2022
"Вокруг Булгакова"

"Вокруг Булгакова": "Мастер и Маргарита" Гектора Берлиоза

© Фото : коллаж Украина.ру
  - РИА Новости, 1920, 31.03.2024
Читать в
ДзенTelegram
Максима Каммерера Стругацким навязала советская цензура – изначально он был Ростиславцевым, но поступило указание сделать его немцем. Аналогичная история случилась с Булгаковым, правда – без вмешательства цензуры. В одной из версий романа Михаил Александрович Берлиоз был Борисом Григорьевичем Чайковским…
В романе постоянно упоминается, что председателя МАССОЛИТа Михаила Александровича Берлиоза постоянно путают с композитором Гектором Берлиозом. Даже Иван Бездомный, находясь в несколько сумеречном состоянии ума, описывая свои приключения уточняет, что Берлиоз не только впоследствии покойный, но и не композитор. "Какой там композитор? Ах да, да нет! Композитор – это однофамилец Миши Берлиоза!"
Тут вообще надо отдать должное образованности героев Булгакова – современный читатель фамилию Берлиоза знает, скорее, именно по роману. Композитора знают, преимущественно, специалисты – к числу наиболее популярных авторов классической музыки он не относится.
Скорее всего так и останется тайной, отчего и почему Булгаков решил реализовать свой интерес к классической музыке именно через этого, не самого симпатичного персонажа.
Но почему же Берлиоз?
Наиболее известным, даже программным произведением Гектора Берлиоза (кстати, медика по образованию, так же как и Булгаков) является романтическая "Фантастическая симфония", написанная в 1830 и радикально переработанная в 1845 году.
  - РИА Новости, 1920, 18.12.2022
"Вокруг Булгакова": почему Воланд не спас Берлиоза?
Чтобы понять, до какой степени симфония связана с "закатным романом", стоит ознакомиться с литературным предпосланием к ней, написанным самим же Берлиозом. Между прочим, он был одним из первых композиторов, начавших писать к своим произведениям либретто, а Булгаков работал в Большом театре именно либреттистом.
Итак, "молодой музыкант с болезненной чувствительностью и пламенным воображением в припадке любовного отчаяния отравляется опиумом". Дальше описывается его наркотический бред, сквозной темой которого является образ любимой.
Первая часть симфонии называется "Мечтания. Страсти" и описывает многообразные чувства – смятение страстей и "вулканическую любовь".
Вторая часть – "Бал". Тут всё понятно.
Третья часть – "Сцена в полях". "Всё способствовало приведению его сердца в состояние непривычного спокойствия и придало мыслям более радужную окраску. Но она появляется снова, его сердце сжимается, горестные предчувствия волнуют его, — что если она его обманывает... (…) Солнце садится... отдалённый шум грома... одиночество... молчание..."
  - РИА Новости, 1920, 29.10.2023
"Вокруг Булгакова": шведский шабаш в МосквеМихаил Афанасьевич Булгаков при написании "Мастера и Маргариты" пользовался целым рядом источников, описывающих представления людей о нечистой силе и её обыкновенного времяпровождения
Четвёртая часть – "Шествие на казнь". "Ему кажется, что он убил ту, которую любил, что он приговорён к смерти, его ведут на казнь".
Пятая часть – "Сон в ночь шабаша". Тут герою представляется, что он находится на ведьмовском шабаше и тут на этот шабаш приходит его возлюбленная.
Как легко можно убедиться, описание "Фантастической симфонии" во многом пересекается с содержанием "закатного романа".
Введение соответствует одному из возможных пониманий содержанию романа – описание бреда душевнобольного Ивана Бездомного.
Это не говоря о том, что сам Булгаков на собственном опыте отлично представлял, как выглядят наркотические видения. Вполне вероятно, он, прослушивая эту музыку, обнаружил какое-то сходство с собственными воспоминаниями.
Первая часть – описание беседы мастера с Бездомным в больнице.
Вторая – собственно бал (в той части, где речь идёт именно о бале, а не о шабаше).
Третья часть может ассоциироваться как с судьбой романа (спокойное счастье во время написания и страшные переживания при попытках опубликовать), так и с историей любви к Маргарите и даже к переживаниям Левия Матвея (которые заканчиваются грозой).
© commons.wikimedia.orgГектор Берлиоз
Гектор Берлиоз - РИА Новости, 1920, 30.03.2024
Гектор Берлиоз
Четвёртая – буквальное изложение главы 16 романа (собственно "казнь"). Кстати, у Берлиоза заканчивается всё обезглавливанием – опять же, прямая связь с главой 3.
Пятая часть – опять же, бал у сатаны в части шабаша (шествие гостей по лестнице).
Как видите, при определённой фантазии произведение Берлиоза можно было бы счесть саунд-треком к наиболее важным в сюжетном отношении фрагментам романа.
Видимо именно из-за сходства замысла романа с "Фантастической симфонией" (или влияния симфонии на замысел романа) Булгаков предпочёл упомянуть именно Берлиоза, а не любимого им Чайковского.
У Чайковского тоже достаточно фантастических произведений ("Щелкунчик", "Лебединое озеро"), но там нет столь глубокого соответствия балета и романа. Его произведения не могут иллюстрировать "Мастера и Маргариту". Впрочем, произведения Чайковского встречаются на страницах романа неоднократно.
Вокруг Булгакова - РИА Новости, 1920, 12.06.2022
«Вокруг Булгакова»: трамвай Берлиоза«Трамвай накрыл Берлиоза, и под решётку Патриаршей аллеи выбросило на булыжный откос круглый тёмный предмет. (…) Это была отрезанная голова Берлиоза». И тут хотелось бы разобраться – что за трамвай и откуда он взялся. Ведь, как правильно заметил Воланд, «кирпич ни с того ни с сего, никому и никогда на голову не свалится». А уж трамвай – тем более
Кроме того, у Берлиоза есть также:
- Симфоническая оратория "Восемь сцен из "Фауста" Гёте", в которую вошли: 1. Пасхальные песнопения. 2. Пение и танцы крестьян под липами. 3. Концерт сильфов. 4. Компания кутил, песня о крысе. 5. Песня Мефистофеля о блохе. 6. Фульский король: готическая песня. 7. Романс Маргариты, хор солдат. 8. Серенада Мефистофеля.
- "Драматическая легенда" "Осуждение Фауста", в конце которой Фауст попадает в ад.
Фаустианские мотивы романа (мастер – Фауст и Мефистофель – Воланд) лежат на поверхности, причём окончание романа близко к берлиозовской версии – мастер находит своё вечное упокоение хоть и не в аду, но точно в "хозяйстве" Воланда (судя по всему это лимб – место пребывания душ добродетельных людей, умерших до пришествия Иисуса Христа). Сам же Берлиоз (персонаж) и вовсе исчезает.
Тут, правда, не менее очевидна связь с оперой Гуно, которую Булгаков очень любил и ещё в Киеве частенько пел куплеты Мефистофеля ("люди гибнут за металл"), под аккомпанемент кого-то из сестёр.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала