Борис Марцинкевич о ресурсах Арктики и о перспективах войны НАТО и России за Северный морской путь - 18.04.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Борис Марцинкевич о ресурсах Арктики и о перспективах войны НАТО и России за Северный морской путь

© Борис МарцинкевичБорис Марцинкевич интервью
Борис Марцинкевич интервью
Читать в
Пока все, на что способна НАТО в Арктике, — это разведывательные полеты и попытки зайти в Баренцево море, считает главный редактор журнала "Геоэнергетика.ru" Борис Марцинкевич
Об этом он рассказал в интервью изданию Украина.ру.
Недавно Северный флот России провел крупные маневры в водах Арктики. Участие в них приняли 1800 военнослужащих, более десятка кораблей, 40 самолетов и вертолетов, а также машины для наземных операций.
Особое внимание уделялось безопасности российского торгового флота и морских путей, таких как Северо-Восточный проход.
— Борис Леонидович, главный ресурс Арктики — это запасы углеводородов, пресная вода или логистические коридоры?
— Главная ценность этого региона — люди, как любого другого. Если говорить о производственных возможностях, то речь идет о том, что как часть транзитного пути из Азии в Европу Северный морской путь (СМП) на треть короче, чем традиционный маршрут вокруг Индокитая и Суэцкий канал.
Воспользоваться такой возможностью можно, если будет значительно серьезнее развита инфраструктура СМП. Это подразумевает не только добычу углеводородов и угля, которая уже началась на Таймыре, но и восстановление всех или хотя бы части портовых мощностей, которые имелись у нас в советские времена и за последние годы пришли в запустение.
Борис Марцинкевич интервью
Борис Марцинкевич: кто онЭксперт, физик, главный редактор журнала "Геоэнергетика.ru"
То, что у нас строился новый ледокол серии ЛК-60 позволяет быть уверенным в том, что навигация в западной части Северного морского пути от Мурманска до Диксона станет круглогодичной. Надежда на то, что к 2030 году будет построен атомный ледокол класса «Лидер» ЛК-120 позволяет надеяться на то, что и восточная часть от Диксона и до Камчатки тоже станет круглогодичной.
Решение о снятии с государственного финансирования строительства второго ледокола класса «Лидер» вызывает удивление в этой связи. Подробности пока неизвестны, комментариев со стороны правительства не последовало, «Росатом» тоже молчит.
Кроме строительства ледоколов и портов, необходимо воссоздавать все, что делает комфортным использование любого транспортного маршрута. Это целый флот аварийно-, пожарно- и санитарно-спасательных судов усиленного ледового класса «Айсбрекер-7» или «Айсбрекер-8».
«Росатом» является оператором развития Северного морского пути, и он оценивает необходимость нового флота в 80 единиц, из которых 12 в настоящее время находятся на стапелях. С остальными пока судостроительная отрасль не справляются. Но развитие этой отрасли идет в соответствии с принятой в 2019 году стратегией. И в этом году загрузка судостроительных мощностей должна достичь невиданных 68%.
Инициатив о том, что пора пересматривать эту стратегию, я пока нигде не слышал. То есть с одной стороны есть желание развивать СМП, а с другой — желание выполнять эту стратегию. То, что они не совпадают, очевидно любому наблюдателю. Достаточно изучить планы «Росатома» и эту «замечательную» стратегию.
— Давайте вернемся к теме ресурсов Арктики. Эксперты Росконгресса полагают, что экспорт питьевой воды в перспективе 25 лет может приносить российскому бюджету более высокий доход, чем экспорт нефти. Согласны ли вы с такой оценкой?
— Разумеется, нет, потому что неизвестно, на чем основаны эти расчеты. Каким образом можно предугадать стоимость питьевой воды через 25 лет, я не знаю.
То, что такая транспортировка возможна, доказано компанией «Роснефть» в 2019 году. Они попробовали транспортировать айсберг, весом в несколько миллионов тонн. Проверка нужна была для того, чтобы обычные проекты, морские платформы, не будут подвергаться опасности. Как выяснилось, техника, которая у нас имеется, позволяет транспортировать огромного веса айсберги на нужные расстояния.
Ледокол
Горячие плюсы и минусы холодной Арктики. Вода — это лед, расплавленный в валютуОдним из самых сенсационных моментов визита лидера Китая Си Цзиньпина в Москву 20–22 марта 2023 года, как известно, стало заявление президента России Владимира Путина о совместной российско-китайской работе в Арктике
— Запад настаивает на изъятии Севморпути из национальной юрисдикции России. Не с этим ли связано вступление Финляндии в НАТО и стремление Альянса принять в свои ряды Швецию?
— Нельзя этого исключать. НАТО, как известно, разносчик демократии, на многое способен. Но что касается того, что они могут сделать по Северному морскому пути, то у США на сегодняшний день в наличии один тяжелый ледокол. Второй стоит в порту и используется в качестве склада запчастей для действующего ледокола.
О планах строительства военных судов усиленного ледового класса из открытых источников неизвестно. Единственный способ, какую-то опасность нам нести, это строительство атомного подводного флота. В этом блок НАТО тоже пока не замечен.
— Верен ли прогноз о том, что Арктика станет одной из ключевых арен противостояния в XXI веке, и фокус этого противостояния между Россией и Западом сместится в арктический регион с Украины?
— Такую попытку нельзя исключать, но она будет требовать больших усилий Запада, разработку новых проектов и так далее. Пойдут ли они на такую эскалацию, сказать сложно.
Все, на что они могут пока претендовать, это разведывательные полеты самолетов и в летнее время попытки зайти в Баренцево море. Но, как показывает практика последних лет, летом ВМФ России проводит учения как раз в Баренцевом море. Четыре года подряд идут военно-морские учения в этом море. Совпадение? Так что в Генеральном штабе знают куда больше, чем мы с вами.
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала