За любовью и колбасой. Творческая эмиграция российских артистов и зрительские симпатии - 27.11.2023 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

За любовью и колбасой. Творческая эмиграция российских артистов и зрительские симпатии

© CC0, Pixabay
Читать в
С начала спецоперации на Украине часть российских артистов, многие годы принимавших участие в государственных мероприятиях, выступавшие на праздничных концертах федеральных телеканалов, получавшие из рук президента награды и премии, уехали из России, выразив свое несогласие с действиями правительства. Кто громкими оскорбительными репризами, кто тихой скорбью растерянности и безыдейности, кто паритетным молчанием, - все они покинули страну из-за событий на Украине.
Колбаса - тоже аргумент
Артист, разумеется, профессия, требующая особой эмоциональной чувствительности и восприимчивости, интернациональной открытости и аполитичности. Однако, можно ли во имя интернационального разнообразия стать врагом своей стране? Можно ли назвать аполитичностью решение встать на одну из сторон, но не ту, которую твоя публика ожидает от тебя?
Русский писатель Владимир Набоков, пожалуй, ответил бы, что – да. Его перу принадлежат слова, словно бы объясняющие волны эмиграции и "трагедию" "философского парохода":
"То-то же. Россию надо любить. Без нашей эмигрантской любви России — крышка. Там ее никто не любит".
Артисты, покинувшие Россию теперь, очевидно имеют самые разные убеждения. И хотя российский музыкант Григорий Лепс хлестко уровнял всех их в мотивах:

Единицы уезжают из России по убеждениям, большинство по‑прежнему уезжают за колбасой. Но я их не осуждаю — невозможно осуждать человека за тягу к лучшей жизни.

Все же, едва ли можно поставить в один ряд рок-музыканта Юрия Шевчука, позволяющего себе высказывания, наполненные откровенной ненависти и враждой, элегантную актрису Ренату Литвинову, переехавшую во Францию еще до событий февраля этого года, певицу Веру Брежневу, избегающую политических высказываний и занимающуюся помощью украинским беженцам.
Хотя в истории с Брежневой нужно делать поправку - родом она - с Украины, там же начинала свою карьеру певицы.
Скромное обаяние волшебницы
Талант артиста нуждается для своего развития в похвалах и успехе, точно так же, как новорождённый нуждается в воздухе, чтобы расти и жить...
Жорж Санд
Успех и, как любят выражаться искусствоведы, "феномен" популярности певицы Аллы Пугачёвой, не требует, по сути, представления и комментариев. По мнению музыкального критика Сергея Соседова – это "артистический идеал", недостижимый, бескрайний, но при этом – парадоксально национальный.
Скучные статистические данный подтверждают: ни одно музыкальное имя в Советском Союзе, ни один певец или певица, даже легендарная группа Beatles, - никто не мог так долго жить в сознании советского человека, как Алла Пугачева. Отвлекаясь от безликой статистики, любой из нас может получить подтверждение этому факту в теплой улыбке старшего родственника – любимая, народная, всесоюзная артистка.
Но вот – февраль. Алла Пугачева и ее супруг комик Максим Галкин выезжают в Израиль, а после – в Юрмалу, в Латвию. Сама певица свой отъезд никак не комментирует, не давая никакой почвы злым языкам для сплетен и пересуд, в то время как Галкин всеми своими дейcтвиями и словами всячески высмеивает и обвиняет Россию, фонтанируя оскорбительными выпадами в адрес соотечественников.
"Зачем так делать? То есть это какая-то нелюбовь к одному человеку или к сложившейся ситуации? А зачем уезжать? Говорить, что это надо или не надо остановить… Нужно просто взвешивать каждое слово и относиться к Родине как к Родине", - прокомментировал поведение звездной пары продюсер и композитор Александр Добронравов.
Однако, едва ли не основной вопрос зрителя к артистам – муки совести. Практически сразу стало известно, что комические антрепризы и стендапы, которые Галкин проводил в Израиле, собирали несколько сотен зрителей, в то время как в России, артист собирал стадионы и покорял сердца аудитории "Голубого огонька". Продажа билетов на концерт, назначенный для Пугачевой в Латвии, не окупила мероприятие. Совсем скоро всем стало очевидно – масштабы не те, заработки не те, любовь – не та.
Сцена – опустела?

Театр — сильнейшее оружие, но, как и всякое оружие, о двух концах: оно может приносить великое благо людям и может быть величайшим злом.

Константин Станиславский
Не меньше дискуссий вызвал отъезд звезд русского театра, таких как актриса Чулпан Хаматова или режиссер Кантемир Балагов. Все спектакли и проекты с их участием были экстренно отменены, по признанию самой Хаматовой, например, "решение об эмиграции стало полной неожиданностью".
© РИА Новости . Сергей Пятаков / Перейти в фотобанкСбор труппы театра "Современник"
Сбор труппы театра Современник - РИА Новости, 1920, 03.08.2022
Сбор труппы театра "Современник"
Актриса получила место в труппе Нового Рижского театра под руководством Алвиса Херманиса, и многие театральные критики, перечисляя имена уехавших артистов, задались вопросом – неужели русский театр – все?.. Неужели эта очередная волна творческой эмиграции – последняя, роковая?..
Однако, словно в ответ на эти тревожные вопросы, коллектив московского театра "Современник", в котором служила Хаматова, отвечает не словом, а делом: нет, все в порядке, работаем. Все основная часть спектаклей с участием актрисы были сохранена в репертуаре, новый состав – найден. Аналогично поступил и второй театр, с которым она сотрудничала наиболее активно – Театр Наций.
Словно подводя черту под провокационными вопросам директором Театра имени Вахтангова Кирилл Крок на днях заявил:

Никто из артистов Театра Вахтангова с начала спецоперации никуда не уехал, все работают, никто страну нашу не предал. Никаких заявлений не делали ни я, ни театр, никто, никаких групповых писем не подписывали. Наше дело - играть спектакли.

Театр с более чем столетней историей и множеством славных имен продолжает служить своей стране, столице и публике. Вопросы журналистов на эту тему даже удивляют многих артистов.
Резюме
В качестве эпиграфа хочется в заключении напомнить слова из популярной когда-то советской песни (фильм "Судьба резидента").
"И окурки я за борт бросал в океан,
Проклинал красоту островов и морей,
И бразильских болот малярийный туман,
И вино кабаков, и тоску лагерей..."
Е. Агранович
Будет ли готова российская публика принять назад артистов, уехавших в часы тяжелых испытаний? Будут ли снова Пугачева и Брежнева выступать на новогодних шоу, Noize MC и Монеточка – собирать стадионы молодежи, Земфира и Литвинова – очаровывать эстетически избалованную публику изысканными метафорами?..
Вероятно, многих простят и примут в объятия. Милосердие и всепрощение, как известно, отличительная черта славянской души. Но совершенно очевидно, что в обществе, пережившем очередной для истории и лишь второй с распада Советского Союза в нашей жизни нравственный перелом (или – подъем?..), не будет места музыканту Андрею Макаревичу, называющему россиян "злобными дебилами", Шевчуку называющему русский народ "нацией убийц", и многим прочим, выбравшим не милосердие и поддержку, а желчь и ненависть.
Американская пианистка Валентина Лисица - РИА Новости, 1920, 01.07.2022
Мы должны найти место в истории, а не в своем мирке: пианистка Лисица объяснила, что движет артистами, уезжающими из РоссииОтдельные представители российского шоу-бизнеса не поддержали спецоперацию и уехали из страны. Почему они это сделали и чем это чревато в будущем, в интервью изданию Украина.ру рассказала американская пианистка украинского происхождения Валентина Лисица
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала