В четверг, 24 марта, в Брюсселе состоялось сразу три саммита глав государств и правительств ключевых организаций «коллективного Запада»: G7, Европейского Союза и НАТО. Главным действующим лицом на всех трёх мероприятиях был президент США Джо Байден, хотя в ЕС его страна не входит. Перед участниками всех саммитов в формате видеообращения выступал и президент Украины Владимир Зеленский, спичрайтеры которого смогли подготовить отдельные репризы для каждой аудитории. Обязывающие решения были приняты только в рамках Альянса, лидеры ЕС и G7 ограничились пространными заявлениями.
Лидеры НАТО в ожидании Шольца
Первыми в Брюсселе заседали лидеры 30 стран, входящих в Организацию североатлантического договора. Правда, канцлер Германии Олаф Шольц на групповое фотографирование опоздал — он проводил в Берлине совещание с партнёрами по правящей коалиции, на котором обсуждалось снижение цен на топливо и проезд в общественном транспорте. Поэтому на общем фото вместо канцлера оказался посол ФРГ в штаб-квартире Альянса Рюдигер Кёниг. Саммит Альянса открылся с опозданием, что позже вызвало «эффект домино» с более поздним началом саммитов G7 и Евросоюза.
Саммит НАТО начался около полудня по местному времени с видеообращения Владимира Зеленского. Он выдвинул потенциальным партнёрам массу претензий и практически потребовал предоставить Киеву 1% от всех самолётов и танков, которые есть в странах Альянса. Зеленский отметил, что его режим получает помощь от отдельных членов НАТО, но не от организации в целом. Несмотря на громкие слова поддержки в адрес Украины — как в ходе саммита НАТО, так и в заявлении по его итогам, — поставки вооружений киевским властям по-прежнему будут осуществляться на двустороннем уровне.
Так, в заявлении отмечено, что «члены НАТО активизировали свою поддержку и продолжат оказывать политическую и практическую поддержку Украине в её дальнейшей самообороне». Однако среди конкретных действий в документе упомянуты только развёртывание контингента из 40 тысяч военнослужащих на «восточном фланге НАТО» и создание четырёх новых боевых групп Альянса: в Болгарии, Венгрии, Румынии и Словакии.
Последнее означает, что покончено с особой позицией Виктора Орбана, который ранее заявлял, что Венгрии не нужны дополнительные силы НАТО на своей территории. Историческая ирония состоит в том, что в «венгерской» боевой группе будут не только американские военные, но также турецкие и хорватские. Напомню, значительная часть Венгрии была оккупирована Османской империей в XVI-XVII веках, а Хорватия была провинцией Венгерского королевства более тысячи лет.
«Сегодня страны-члены НАТО согласились с тем, что мы должны и будем предоставлять дальнейшую поддержку Украине», — заявил генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг на пресс-конференции по окончании саммита. Он добавил, что некоторые государства альянса во время саммита сделали «конкретные предложения помощи», но отказался раскрывать какие-либо детали. Позже конкретные поставки вооружений Киеву (в первую очередь переносных противотанковых и зенитных комплексов) пообещали премьеры Великобритании и Канады Борис Джонсон и Джастин Трюдо.
По словам Столтенберга, создание бесполетной зоны над Украиной, о чем настойчиво просит Киев, также слишком опасно. «Чтобы установить бесполетную зону, мы должны будем атаковать российские системы ПВО в России, Белоруссии и на Украине, а также быть готовыми сбивать российские самолеты, — сказал он. — Тогда возникнет очень большая угроза всеобъемлющей войны между НАТО и Россией, и это приведет к еще большим смертям и разрушениям».
Отвечая на вопрос о предложении Польши направить на Украину миротворческую миссию, Столтенберг заявил: «Мы несём ответственность за то, чтобы этот конфликт не перерос в войну между НАТО и Россией. Вот почему я ясно дал понять, что мы не будем размещать наши войска на Украине, потому что единственный способ сделать это — быть готовым к участию в полномасштабном конфликте с Россией».
Собственно, именно подобный конфликт и был главной темой обсуждения на саммите НАТО. При этом члены Альянса призвали Китай воздержаться от поддержки военных усилий России в любом виде и от любых действий, которые помогают России обойти санкции.
«Мы обеспокоены недавними публичными комментариями должностных лиц КНР и призываем Китай прекратить усиливать ложные нарративы Кремля, в особенности о войне и о НАТО, и способствовать мирному урегулированию конфликта», — сказано в совместном заявлении по итогам саммита НАТО.
«Большая семёрка» и ЕС не обсуждали новых санкций против России
Лидерам стран G7 Владимир Зеленский предложил три направления действий в поддержку Украины. Во-первых, каждую неделю усиливать санкции в отношении Москвы, «пока Россия не остановится». Во-вторых, создать альянс U24 (U, конечно же, от Ukraine), который за 24 часа «мог бы остановить любого агрессора». И в-третьих — восстановление Украины после завершения боевых действий. В обращении Зеленский также призвал к «тотальному торговому эмбарго против России» и передаче Киеву «необходимого оружия».
Однако ни одно из этих предложений на саммите G7 даже не дискутировалось. В окончательном заявлении «Большой семёрки» идёт речь лишь о соблюдении ранее введённых санкций в отношении РФ и координации усилий в недопущении попыток их обхода. Хотя в документе подчёркнуто, что «в случае необходимости» могут быть введены дополнительные ограничения, но этот пункт не конкретизирован. О введении эмбарго на российские энергоносители речь явно не идёт, поскольку в документе отмечено, что страны G7 будут осуществлять «дальнейшие шаги по снижению энергетической зависимости от России».
Собственно, об этой зависимости на пресс-конференции по итогам саммита G7 говорил Олаф Шольц (Германия ныне председательствует в «Большой семёрке»). Канцлер ФРГ заявил, что страны Запада не собираются покупать нефть и газ за российские рубли, поскольку в контрактах указаны доллары и евро (которые, как показала санкционная вакханалия, в любой момент могут быть конфискованы). Что Запад будет делать, если позиция России по продаже энергоносителей за рубли останется неизменной, Шольц не сказал.
При этом, к примеру, власти Болгарии не видят проблем в подобных закупках, а премьер Бельгии Александр де Кроо высказал мнение, что в таком случае нужно будет согласовать новые цены энергоносителей. Однако самым откровенным оказался премьер-министр Греции Кириакос Мицотакис, который перед саммитом ЕС прямо заявил: нужно быть очень осторожными с введением новых санкций, чтобы европейцы не пострадали от них больше, чем Россия.
Собственно, именно экономические вопросы интересовали лидеров 27 стран ЕС, но поначалу они выслушали Джо Байдена, который заявил, что его целью, как и на саммите НАТО, является обеспечение «тотального и полного» единства демократий перед лицом усиливающихся автократий. Стоит отметить, что впервые в истории президент США принял участие в регулярном саммите Европейского Союза — до того встречи с европейскими лидерами происходили в специальном формате США-ЕС.
После того как Байден покинул заседание, перед лидерами стран ЕС выступил Владимир Зеленский. Учитывая тот факт, что отдельные из присутствующих уже слушали его в этот день два раза, нужен был какой-то новый поворот сюжета. И он оказался на поверхности — требование ускоренного приёма Украины в Евросоюз.
«Литва, Латвия, Эстония, Польша — за нас. Франция, Эммануэль, я надеюсь, ты будешь за нас. Словения, Словакия, Чехия — за нас. Румыния знает, что такое достоинство, потому будет за нас в критический момент. Болгария — за нас, Греция, я верю, тоже за нас. Германия… чуть позже. Португалия — ну, практически. Хорватия — за нас. Швеция — сине-жёлтые всегда вместе. Финляндия — я знаю, что вы за нас. Нидерланды рациональны, потому мы найдём аргументы», — заявил Зеленский.
«Мальта, Дания — я верю, что получится. Люксембург — мы понимает друг друга. Кипр — я верю, что вы с нами. Италия — спасибо за поддержку! Испания — мы найдём общий язык. Бельгия — мы найдём аргументы. Австрия вместе с украинцами, это возможность для вас. Ирландия — ну, практически», — продолжил президент Украины. И лишь к премьеру Венгрии Зеленский обратился как к неприятелю, фактически обвинив того в поддержке России и напомнив о массовом убийстве венгерских евреев местным фашистским режимом в годы Второй мировой войны.
Вряд ли подобный плевок в лицо Виктору Орбану пойдёт на пользу реальной евроинтеграции Украины. Возможно, Владимир Зеленский был воодушевлён тем, что венгерского премьера на саммите НАТО заставили принять иностранные войска, или украинский президент верит, что Орбан проиграет парламентские выборы, которые состоятся 3 апреля. С другой стороны, пока даже предоставление Украине статуса кандидата в члены ЕС не рассматривается.
Так, в резолюции саммита ЕС, кроме осуждения действий России и набора требований к ней, подтверждено признание «европейских устремлений» Украины, но все конкретные решения относительно возможного членства переадресованы Еврокомиссии. А так, конечно, всемерная поддержка, соблюдение уже введённых санкций против России и призыв к проведению международной конференции для создания Фонда солидарности с Украиной.
Что сказал Байден
Пресс-конференция Джо Байдена была скомканной, поскольку она состоялась между саммитами G7 и Европейского Союза. Президент США призвал страны НАТО к единству — и в то же время заявил, что ныне они едины, как никогда. Байден также сказал, что надеется на эффект санкций против России. «Поддержание санкций — сделать больнее — удостовериться, что и месяц спустя мы продолжим то, что делаем сегодня. Это его [Путина] и остановит», — сказал Байден.
Кроме этого, президент США предложил исключить Россию из G20 (группа 20 первых экономик мира), а если это не удастся — то приглашать на саммиты G20 представителей Украины. Джо Байден также сказал, что Китай может ждать экономический коллапс, если Пекин поддержит Москву, и что он предупреждал об этом Си Цзиньпина во время переговоров на минувшей неделе. «Я не угрожал, а обратил внимание на количество американских и других корпораций, которые покинули Россию в результате её поведения», — заявил глава Белого дома. Байден также добавил, что Китай, по его мнению, «понимает, что его экономическое будущее гораздо более тесно связано с Западом, чем с Россией».
Значительная часть пресс-конференции была посвящена Украине. «Сегодня я объявляю, что Соединенные Штаты готовы выделить более 1 миллиарда долларов гуманитарной помощи, чтобы поддержать миллионы украинцев, которых коснулась война на Украине», — заявил глава Белого дома. «Многие украинские беженцы захотят остаться в Европе, поближе к своим домам. Но мы тоже примем 100 тысяч украинцев в США, обращая особое внимание на воссоединение семей», — добавил Байден.
Президента США также спросили, каково его мнение по поводу того, что Украине, возможно, придётся уступить часть своей территории, чтобы остановить войну. «Ничего об Украине без Украины. Я не считаю, что им придется это делать, но это мое суждение. Идут переговоры, дискуссии, в которых я не принимаю участия… Такие оценки должны давать они [Украина]», — ответил Джо Байден.
Однако в тот же день Минфин США разрешил американским СМИ проводить финансовые операции в Крыму, ЛНР и ДНР «в той мере, которая необходима, чтобы обеспечить журналистскую работу в этих местах».