Об этом говорили эксперты во время заседания «круглого стола», состоявшегося в пятницу, 18 марта, в пресс-центре МИА «Россия Сегодня».
Почему Анкара так активизировалась и какую позицию она занимает относительно целей спецоперации РФ в Украине? Как отметил директор Центра изучения современной Турции, научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Амур Гаджиев, Турция не заинтересована в затягивании конфликта, поскольку он наносит ущерб турецкой экономике и таит в себе опасность перерастания в региональную войну. Он напомнил, что Анкара не поддержала меры коллективного Запада, направленные на изоляцию России, не желая сжигать мосты в отношениях с Москвой.
Турция дала понять, что она достаточно критично относится к методам консолидации общества на основе неприятия кого-либо. Кроме того, Анкара не заинтересована в милитаризации Восточной Европы, поскольку опасается возможного изменения баланса сил в регионе не в свою пользу. Такой перспективы Турция пытается избежать, отметил спикер. Он добавил: президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган также заявил, что он против преследования русских, что Анкара считает неприемлемым «фашистские действия» против людей, имеющих российское происхождение, и против русской культуры в странах Запада (соответствующее заявление прозвучало 11 марта в ходе дипломатического форума в Анталье. — Ред.).
Позиция Турции подталкивает Россию к углублению отношений с Анкарой, констатировал Гаджиев.
Старший научный сотрудник ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, доцент Дипломатической академии МИД России Владимир Аватков отметил, что Турция пытается реализовать стратегию транзитного хаба, а для этого необходимо держаться на некотором удалении от разных центров силы. В частности, Анкара не готова поддерживать все действия англосаксов и не готова жертвовать хорошими экономическими отношениями с Россией.
Эксперт подчеркнул, что в позициях Анкары и Москвы в отношении украинского кризиса есть несовпадения, но, в отличие от Запада, Турция готова слышать другую позицию и демонстрирует открытость к диалогу. Тем самым Анкара показывает, с одной стороны, что она самостоятельный игрок, с другой стороны, показывает Западу, что она в определенной мере готова присоединиться и к западной стратегии.
С Украиной у Турции тоже сложились хорошие отношения, в том числе в военно-промышленной сфере, отметил эксперт. По его словам, Анкара и сейчас продолжает поставки ударных беспилотников на Украину, также есть вопрос о направлении боевых групп с территории Сирии. Возможно, Турция таким образом избавляется от дестабилизирующего фактора для себя, перебрасывая его в Восточную Европу.
Аватков напомнил, что Турция категорически не приняла присоединение Крыма к России. Напомнил о словах Эрдогана, заявлявшего, что если бы международное сообщество не допустило ситуации 2014 года, то не было бы и сегодняшней ситуации. Эксперт отметил, что на самом-то деле сегодняшних событий не было бы в том случае, если бы международное сообщество не допустило в 2014 году переворота в Киеве.
В целом — Анкара занимает взвешенную позицию, и голос суверенной Турции нужно поддерживать, сказал Аватков, отметив важность того факта, что переговоры продолжаются (методами возродившейся челночной дипломатии). Насколько долго Анкара сможет занимать взвешенную позицию, это вопрос. США наверняка приложат все усилия для того, чтобы эту взвешенную позицию изменить.
Спецоперация РФ поломала стратегию Анкары на Украине, отметил заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев. По его мнению, Анкара «высасывала» все оставшиеся в Украине военные технологии. В частности, эксперт напомнил о планах Турции создать ракеты большой данности — а их имеет смысл создавать, если только есть головная часть с ядерным зарядом. И данные о работах на Украине по созданию ядерного оружия могут говорить о возможности в будущем «утечки» его в Турцию, даже о возможном сотрудничестве Киева и Анкары в этой сфере, отметил эксперт, добавив, что это его личное предположение. По его словам, сейчас Анкара пытается сохранять хорошие отношения с РФ, но в то же время не заинтересована в реализации в полной мере целей России в проводимой спецоперации на Украине.
По украинскому вопросу Турция оказывает России прямую и косвенную поддержку начиная с 2014 года, сказал доцент кафедры международной безопасности факультета мировой политики МГУ им. М. В. Ломоносова Алексей Фененко. Он напомнил, что в 2014 году Турция — единственная из стран НАТО — не ввела санкций; и сегодня она занимает позицию дружественного нейтралитета. По мнению эксперта, это объясняется тем, что объективно Турция является экономическим выгодополучателем в ходе этого конфликта (в частности, это касается доли на рынке авиаперевозок). Кроме того, Турция пытается взять на себя роль посредника, тем самым повышая свой статус, свою системную роль в мире. И это возможность для Анкары продемонстрировать определенную самостоятельность от США.
Что касается текущего украинского кризиса, то далеко не факт, что в будущем Украина сохранится в том виде, в каком она существует сейчас, продолжил эксперт. По его словам, при некоторых вариантах развития событий Анкара может претендовать на усиление своей роли в регионе. При этом некоторые предлагаемые пути решения (например, вариант нейтралитета «по-шведски») малоприемлемы для России. В частности, если при реализации такого сценария на Украине снова победит бандеровская идеология, то проведение новой спецоперации в условиях, когда безопасность Киева гарантирована несколькими государствами, будет под вопросом, считает эксперт.
В ходе заседания круглого стола отмечалась активность Турции в «тюркском мире», при этом участники дискуссии отмечали, что Анкара, кажется, частично относит к этому миру и Украину. В связи с этим напоминали, что часть территорий Украины были ранее в составе Османской империи.
Заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, военный эксперт Владимир Евсеев напомнил, что в ходе боевых действий в Донбассе «ВСУ ведут себя так же по-фашистски, как и националисты», но РФ не ставит вопрос о геноциде русских и русскоязычных на Донбассе. При этом, по его словам, выполнение всех заявленных целей спецоперации объективно необходимо ради обеспечения безопасности России. Интересам РФ не отвечает также и перспектива расширения списка стран, обладающих ядерным оружием, добавил эксперт.
В ходе дискуссии подняли и такой вопрос: когда украинский кризис решится в пользу РФ, то какую страну коллективный Запад попробует следующей натравить на Россию? Кого-то посильнее Украины, например, почему бы и не Турцию? Пока позиция Анкары позволяет избегать обсуждения вероятности такой перспективы, отметили участники встречи. Смогут ли США и Запад в целом «сломать» Турцию, заставить изменить позицию — этот вопрос остается открытым.
Напомним, 16 марта состоялся визит в Россию министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу. 17 марта, сразу после переговоров в Москве, Чавушоглу направится в Киев. Еще до начала спецоперации России на Украине турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган предлагал стать посредником в конфликте вокруг Украины, передает РИА Новости.
Накануне в канцелярии Эрдогана по итогам его разговора с президентом Украины Владимиром Зеленским заявили, что Турция стремится к установлению долгосрочного мира между Россией и Украиной. Продолжение конфронтации не пойдет никому на пользу, заявили в Анкаре. Ранее глава МИД РФ Сергей Лавров отметил, что Москва ценит усилия Анкары по урегулированию кризиса в Украине, хотя позиции России и Турции по этому вопросу не совпадают.