История о том, как в одном из районов столицы Хорватии, города Загреб, рухнул разведывательный беспилотный летательный аппарат (БПЛА) советского производства, давно вышла за рамки этой балканской страны. В среду, 15 марта, об этом поспорили уже хорватский премьер Андрей Пленкович и Йенс Столтенбег, генеральный секретарь НАТО, куда Хорватия входит с 2009 года. Сначала Столтенберг заявил на брифинге в Брюсселе, что в Альянсе пока не видят оснований считать упавший в Хорватии беспилотник «вооруженной атакой», поскольку на летательном аппарате не было оружия. Однако глава хорватского правительства сразу же это опроверг.
«Вчера у нас была встреча c представителями прокуратуры, армии, полиции, министерства транспорта, спецслужб, всех, кто должны быть в это включены. Еще раз хочу повторить, что тот летательный аппарат, упавший вечером в четверг, — а в публичном пространстве есть разночтения в связи с ним, которые мы должны отклонить, — был вооружен», — заявил Пленкович на брифинге в Загребе. «Он не был "unarmed", но был "armed", вооружён, мы это знаем сейчас», — подчеркнул глава правительства Хорватии и продемонстрировал фотографии обломков беспилотника, где при желании можно разглядеть остатки авиабомбы. По его словам, тип бомбы ещё предстоит установить, а также выяснить, кем и при каких обстоятельствах был запущен дрон.
Ранее советник министра обороны Хорватии генерал Желько Живанович заявил, что бомба, обнаруженная в беспилотнике, содержит 40 килограммов взрывчатки. «Вчера мы выкопали летательный аппарат и получили новую информацию. Найдены фрагменты авиабомбы, о которой не знаем всех деталей, но согласно тому, что знаем, речь идет о бомбе советского производства весом 120 килограммов. Из них 40 килограммов приходилось на взрывчатку», — заявил Живанович 14 марта в эфире государственного телевидения Хорватии. Он уточнил, что заряд был кумулятивный и сдетонировал при столкновении беспилотника с землей, поэтому энергия взрыва ушла в почву и воронка не так велика. По словам генерала, сейчас военные анализируют фрагменты бомбы и летательного аппарата, и в ближайшие несколько дней гражданам сообщат о результатах.
Однако бывший лётчик-истребитель ВВС Хорватии Иван Селак, которого в стране считают героем (в 1992-м он изменил присяге и угнал МиГ-21 Югославской народной армии в Загреб), считает, что заявление министра обороны — обычная глупость. «Я уверен, что они не обнаружили там фрагменты авиабомбы. Фрагменты взрывчатого вещества и его следы — да, потому что это разведывательный беспилотник из 80-х. Он несет в себе взрывчатый материал, чтобы в случае неконтролируемого падения собранные данные были уничтожены. Тот, кто его запускает, не хотел бы, чтобы противник видел, как объект неконтролируемо падает на его территории. Когда этот беспилотник сажают под контролем, у него раскрываются парашюты», — заявил военный в эфире телеканала N1.
Он объяснил, что в данной ситуации парашюты дрона не раскрылись, и тот рухнул на землю. «Идентичная система существует в МиГ-21, на котором я летал. Если вас сбили над вражеской территорией, перед катапультированием вы жмёте красную кнопку справа, чтобы стереть все данные», — заявил Селак. Он обратил внимание на то, что даже если освободить корпус беспилотника, он не сможет поднять большое количество взрывчатки. «Я не знаю, какой кретин мог бы туда поместить авиабомбу. Какое-то взрывное устройство теоретически могло там находиться, но тогда у нас была бы разрушена половина общежития, рядом с которым он упал», — отметил военный.
Иван Селак также раскритиковал и руководство хорватской армии. «Министром не обязательно должен быть человек, который разбирается в оружии. Но министр должен иметь команду профессионалов. И уж тем более министром не может быть тот, кто в первый день после крушения заявляет, что беспилотник безопасен и никому не угрожает, а через день говорит о найденной в нем авиабомбе», — указал он. Эксперт подчеркнул, что проблема не в том, какие цели преследовал этот аппарат, а в том, почему он беспрепятственно пересек небо двух государств. «Для меня главный вопрос: почему эта машина длиной 14,3 метра и массой в шесть тонн пролетела через территории, контролируемые НАТО? Что из себя представляет защита воздушного пространства НАТО?» — риторически спросил лётчик.
Действительно, на следующий день после обнаружения беспилотника министр обороны Хорватии Марио Баножич заявил, что летательный аппарат находился в воздушном пространстве страны семь минут, двигался со скоростью 700 километров в час и «вероятно, не был угрозой» для Хорватии. В свою очередь, Андрей Пленкович тогда сказал, что беспилотник прибыл в Хорватию со стороны Венгрии. «А по словам премьера Орбана, он прилетел в Венгрию из Румынии», — сказал он.
Действительно, Минобороны Румынии подтвердило, что в ночь на 11 марта в воздушном пространстве Румынии со стороны Украины появился беспилотный летательный аппарат, который покинул румынскую территорию за три минуты, взяв курс на Венгрию. В министерстве уточнили, что дрон пролетел на очень высокой скорости и при этом на малой высоте, что в сочетании с плохими погодными условиями помешало идентифицировать летательный объект. При этом Служба контроля полетов Хорватии сообщила, что не видела беспилотник на радарах, так как у него не было транспондера (устройства для идентификации летательного аппарата. — Ред.).
Однако транспондера там не могло быть даже теоретически, поскольку, по мнению всех без исключения экспертов, речь идёт о реактивном беспилотнике советского производства «Стриж» (Ту-141). Эти аппараты были разработаны конструкторским бюро имени Туполева в 1970-е, и в 1979-1989 годах выпускались на Харьковском авиазаводе. Аппарат предназначался для ведения разведки на глубину в несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях, оснащался средствами фото- и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток. Стартовал Ту-141 со специальной передвижной платформы, а его посадка осуществлялась с помощью парашютной системы, расположенной в хвостовой части.
В Вооружённых силах РФ последние Ту-141, снятые с вооружения, в начале 2000-х использовались в качестве мишеней для зенитных ракет. Потому посольство России в Загребе сразу же сообщило, что упавший на этот город беспилотник не имеет никакого отношения к РФ. А вот на Украине после начала боевых действий на Донбассе весной 2014 года было принято решение о модернизации оставшихся в наличии беспилотных летательных аппаратов «Стриж». Более того, один из таких беспилотников был сбит 8 марта 2022-го в небе над Винницкой областью.
Однако украинские дипломаты упорно отрицают причастность своей страны к свалившемуся на Загреб летательному аппарату и откровенно рассчитывают, что в Хорватии промолчат о том, что беспилотник принадлежит армии Украины. Дело в том, что ещё до начала российской военной операции на Украине хорватские власти всецело были на стороне Киева, а ныне эта поддержка лишь усилилась.
По мнению же российского военного эксперта Алексея Леонкова, которое он высказал в комментарии РИА «Новости», прилёт украинского Ту-141 в Загреб мог быть вызван ошибкой в его программировании. «Дальность полёта "Стрижа" — 1000 километров, что определяет регион запуска — Западная Украина. Вероятно, был сбой полётного задания, так как комплекс старый, еще советского производства. Причина — человеческий фактор», — сказал Леонков.
По его словам, полётное задание заводится в память навигационного оборудования «Стрижа» на земле вручную, в двоичном коде. Поворотные пункты маршрута выставляются тумблерами, которых 40 штук. Плюс штурманский расчёт, в котором тоже могут быть ошибки. «Один тумблер выставил не так, и "Стриж" полетит не туда и даже не вернётся на базу. У "Стрижа" нет корректировки полёта от GPS и других навигационных систем», — отметил эксперт.
Поэтому крайне смешно выглядит появившаяся в ряде хорватских СМИ версия, что беспилотник прилетел в район Загреба под названием Ярун (Jarun), поскольку его оператор ввёл его вместо городка Ярунь в Житомирской области (на латинице пишется Yarun), — в Ту-141 просто некуда вводить подобную информацию. При этом популярный хорватский портал 24sata.hr даже не сомневается, что аппарат был украинским, и разместил видео старта Ту-141 «Стриж», подготовленное украинскими военными пропагандистами полгода назад. Специалист по авиации и редактор рубрики The War Zone на портале The Drive Тайлер Роговей на основании детально изученных фото и видео с места происшествия также сделал вывод, что в Загребе упал советский БПЛА Ту-141, который прилетел с Украины.
Хотя главной темой саммита НАТО, назначенного на 24 марта, будет ситуация на Украине, вряд ли в ходе этой встречи Хорватия признает, что упавший на её столицу беспилотник принадлежал киевским властям. Скорее всего, нынешняя перепалка Пленковича со Столтенбергом была предназначена для хорватской публики, недовольной резким ростом цен в стране. А в таких условиях власти всегда демонстрируют, что национальная безопасность важнее стоимости литра бензина.
Так, кроме всего прочего, премьер Хорватии уже заявил, что после инцидента с упавшим в Загребе беспилотником патрулирование воздушного пространства страны усилят французскими истребителями Rafale и американскими F-16. Советские истребители МиГ-21, которые ныне составляют основу ВВС Хорватии, с этой задачей явно не справляются. Тем более, что большинство из них в 2014–2015 годах были «отремонтированы и модернизированы» украинским государственным предприятием «Одесавиаремсервис». Однако четыре истребителя вышли из строя уже через три с половиной года после «модернизации» в Одессе. Выяснилось, что для их обновления использовались… старые запчасти из Болгарии и Алжира. Хорватия потребовала от Украины замены этих самолётов, но безуспешно. Ныне же шансы Загреба получить от Киева хоть какую-то компенсацию равны нулю.