Тут работают три женщины: координатор гуманитарного направления Народной милиции ДНР по имени Татьяна (она руководитель), Марина и Александра (самая младшая). Гуманитарку начинают принимать в 9 утра, в 16.00 прием закрывают. Ждут КАМАЗ, а потом сами все грузят в кузов. Мужчины не помогают. Их нет — на фронте.
«Вчера закончили грузить только в 10 вечера. Машина ушла на Новоазовск, который находится недалеко от Мариуполя», — улыбается Александра. Видно, что ей нравится тут работать. «На жизнь» не жалуется.
Комната, которую занял центр, примерно метров в 30. К 3 часа дня она почти полностью забита принесенной гуманитаркой. В этот раз в одной стороне на четверть комнаты гора каких-то матерчатых и полиэтиленовых свертков, рядом с ними ящики с продовольствием, чаем, сигаретами, какие-то пластиковые баулы родом из 90-х. Отдельно — лекарства. Передвигаться по комнате можно только по узеньким проходикам.
Донецк в силу понятных причин живет небогато, но судя по тому, как много всего сюда принесено, инициативу помочь армии его жители приняли на ура.
«Мы открылись неделю назад. Каждый день к закрытию у нас помещение полностью забито вещами. Что несут? Нам, прежде всего, нужны матрасы, одеяла и подушки. Вы же понимаете, война — это большой поход. В нынешних условиях, когда распутица, непогода, естественно, все приходит в негодность, все изнашивается. Поэтому было бы хорошо поддержать наших ребят: дать им сухие перчатки, носки, что-нибудь на голову. Спальники — это дорого, а так народ делится всем тем, что есть», — говорит Украина.ру Татьяна.
В первые дни дончане по старинке стали нести гречку и рис. Какие-то доброхоты в первый день, по словам Татьяны, принесли даже… большую кастрюлю борща. Серьезно. Просто тем, кто его принес, так хотелось накормить бойцов горячим.
Но все это и так есть у армии ДНР. Ее хорошо и сытно кормят. Там все в этом плане продумано. Поэтому тем, кто хочет помочь бойцам, надо нести не то, что у них и так есть, а то, чего нет или есть в небольших количествах. С подачи Татьяны об этом написал даже знаменитый военкор Астрахань в своем телеграм канале.
«Нужны чай (обязательно в пакетиках), кофе (хоть растворимый, хоть нерастворимый), сигареты. Это святое. Медикаменты — обезболивающие и кровоостанавливающие. Желательно в ампулах. Так быстрее действует. Каждый солдат умеет другого уколоть», — поясняет Татьяна.
Когда я спрашиваю: какую самую необычную вещь кроме кастрюли борща (им, кстати, накормили бойцов, которые приехали за гуманитаркой) принесли им в центр, Александра говорит, что один дедушка принес нож для разведчиков, который принадлежал еще его отцу. Еще принесли несколько мешков орехов, что тоже показалось женщинам необычным.
«А завтра нам привезут с десяток уток. Их специально выпотрошат, и мы их передадим. Передадим мы еще и сало. Нам его пообещали привезти наши фермеры. Я им объяснила, как сало надо нарезать и засолить, чтобы не огромным куском его передавать, а, условно говоря, так, чтобы каждому бойцу можно было «положить в карман», — говорит Татьяна.
Приходили в центр и священники.
«Они принесли продукты и медикаменты. Иконы. Спросили нас: можно мы привезем для ребят свой хлеб и горячие лепешки?», — сообщает Марина.
Самую трогательную гуманитарку, по мнению женщин, принес мальчик по имени Ваня. Его отец на фронте. Он попросил передать папе два рисунка.
На одном военный джип, а на втором — римская когорта. Ваня, наверное, считает, что русские — это римляне Евразии. На обоих рисунках надпись — «Zа Победу!».