Алексей Паевский: в России огромный потенциал развития водородной энергетики - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Алексей Паевский: в России огромный потенциал развития водородной энергетики

Алексей Паевский интервью - РИА Новости, 1920, 30.09.2021
Читать в
ДзенTelegram
В России всерьез подошли к реализации четвертого энергоперехода, готовится к запуску масштабный пилотный проект, на котором будут отработаны водородные технологии для всей страны

29 сентября «Камаз» и «Росатом», точнее, его дочерняя компания «Русатом оверсиз», договорились с Корпорацией развития Дальнего Востока и Корпорацией развития Сахалинской области (КРСО) о совместном развитии и применении водородных технологий в транспортном секторе Сахалина.

«На Сахалине появится крупное экспортное производство нового экологически чистого топлива. Энергоноситель будет также использоваться в островной энергетике, на транспорте», — рассказал гендиректор КРСО Андрей Медведев.

Губернатор Сахалина Валерий Лимаренко рассказал, что компании «Росатом» и Air Liquide вместе с местными властями выбирают площадку для расположения водородного кластера.

О том, что за проект будет там реализован, и какие у него перспективы, изданию Украина.ру рассказал заместитель руководителя Центра компетенций национальной технологической инициативы (НТИ) «Новые и мобильные источники энергии» при Институте проблем химической физики Российской академии наук (ИПХФ РАН) Алексей Паевский.

— Алексей, на Сахалине, как сказал губернатор Лимаренко, планируют производить 30 тыс. тонн водорода в год. Это много или мало?

— Для начала это хороший объем. Насколько я понимаю, водородный кластер — это один из нескольких проектов «Росатома», и на Сахалине будет делаться не только кластер по производству водорода, но кластер, где будут отрабатываться вообще все водородные технологии. И производство водорода из природного газа с последующей продажей его в Японию и Корею. Там близко рынок Дальнего Востока, и туда водород можно возить в сжиженном виде. И отработка производства, и отработка хранения, и перевозки морским путем в сжиженном виде. Это один из четырех-пяти способов перевозки и хранения водорода.  

Четвертый энергопереход: Запад хочет «кинуть» развивающиеся страны, но Россия нашла выходВ России полным ходом идет работа по подготовке мероприятий для осуществления так называемого четвертого энергоперехода - отказа от сжигания ископаемых энергоносителей

Там будет отрабатываться работа портовых служб, которые работают на водородной технике. Уже есть заказ на постройку водородных поездов, которые будут эксплуатироваться на Сахалине. Над этим работают «Росатом», «Трансмашхолдинг» и РЖД. То есть вся водородная инфраструктура там будет отрабатываться, и это очень правильные вещи.  

Примут ли сахалинский продукт на рынках Азии из-за экологических норм?  Ведь это не «зеленый» водород, полученный при помощи электроэнергии из возобновляемых источников.

— Да, это не «зеленый» водород, но это «голубой» водород (получаемый из газа с улавливанием выбросов диоксида углерода — ред.). Думаю, что в той же Японии и Корее это будет нормальным. По крайней мере, на это рассчитывают.

«Зеленый» водород, а точнее, «оранжевый» (производимый при помощи энергии АЭС — ред.), будет производиться в Кольском проекте «Росатома», о чем недавно тоже было объявлено. На Кольской атомной электростанции будет производиться электролизным способом достаточно много водорода — планируется запуск установки мощностью 100 МВт.

Оба этих проекта — и Кольский, и Сахалинский, — должны дать первый водород в 2024 году.

— Каковы перспективы такого проекта в плане масштабирования на всю Россию?

— Хорошие перспективы. Как раз Сахалинский проект подходит для масштабирования на всю Россию таких отработанных технологий, как водородные поезда. РЖД сейчас много работает в сфере водородного транспорта. Помимо моей работы в центре компетенции ИПХФ РАН, я еще и советник группы компаний ИнЭнерджи, которая занимается производством топливных элементов. Мы сейчас активно работаем с РЖД по нескольким проектам в этой области.  

Вот эта часть может быть масштабирована на всю Россию. Разумеется, будет масштабирован на всю Россию и проект с водородными заправками для поездов. Сам Сахалин в этом смысле очень удобен для масштабного производства водорода для азиатского рынка, потому что там есть и источник природного газа — месторождение «Сахалин-2» — и в перспективе возможно получение «зеленого» водорода посредством ветроэнергетики.

Сахалин — хорошая тестовая площадка, разные участки которой могут масштабироваться в разных местах страны.

Вы упомянули, что работаете над водородными проектами в сфере железнодорожного транспорта. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

— Пока что я могу сказать, что «Российские железные дороги» пристально следят за водородной тематикой, очень активно думают и двигаются в этом направлении. Вот сейчас будут тестировать водородную электричку или, как ее еще называют, водородный рельсовый автобус. В РЖД рассматривают варианты и тягового локомотива на водороде, и маневрового локомотива.

Это вполне актуально. В Европе уже бегает по линиям первый серийный водородный поезд. Эта же модель тестируется в Австрии, Франции и Польше. Железнодорожный транспорт на водороде выглядит очень перспективным, и «Российские железные дороги» хорошо относятся к водородной тематике.

Какие еще проекты в сфере водородного транспорта есть в России?

— У нас очень много разных разработок. Активно развивается рынок водородных беспилотников. Мы производим беспилотные летательные аппараты (БПЛА) на водороде, которые летают гораздо дольше БПЛА на литий-ионных батареях и гораздо чище и бесшумнее беспилотников с двигателями внутреннего сгорания. В России был создан четвертый в мире самолет на водороде, с электрическими водородными топливными элементами. Это одноместный самолетик.

Игорь Юшков интервью
Водород, газ и нефть. Игорь Юшков о том, как Россия ищет новые источники энергииВ ближайшие десятилетия энергетику ждут большие изменения. О том, как этот период собирается проходить Россия, рассказал Украине.ру эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков
В этом году на выставке «Комтранс» сразу два наших производителя представили четыре тяжелых автомобиля на водороде. Два автобуса от «Камаза» и «ГАЗа», «ГАЗ» представил еще водородную маршрутку, небольшой автобус, и «Камаз» представил рефрижератор на водороде, который должен возить скоропортящиеся фрукты в центры крупных городов с пригородных складов, не загрязняя города выхлопами.

Плюс у нас есть проект «Кортеж», который делает серию автомобилей AURUS — начиная с президентского лимузина и заканчивая джипами, микроавтобусами и всем прочим. Вот лимузин уже был сделан на водороде. Водородный AURUS был представлен этим летом.

Ну и, наконец, главный проект, который поможет развитию водородного транспорта — водородные заправочные станции. Ведь весь спектр этих машин бесполезен, если их негде заправлять. Первая в России водородная заправочная станция, причем автономная заправочная станция, которая сама производит водород с электролизным блоком, создана у нас в центре компетенции. Она сейчас находится в Черноголовке, первая и пока единственная в России заправочная станция на водороде. И этот проект, я надеюсь, тоже будет масштабироваться на всю страну. 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала