Два уникальных самолёта. Что подняли в небо над Киевом на День независимости - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Два уникальных самолёта. Что подняли в небо над Киевом на День независимости

Ан-70 - РИА Новости, 1920, 25.08.2021
Читать в
ДзенTelegram
Несмотря на то, что воздушную часть военного парада в честь Дня независимости Украины вряд ли можно назвать зрелищной, она отметилась двумя уникальными самолётами. Эти машины существуют в единичных экземплярах и вряд ли когда-либо их смогут запустить в серийное производство

Парад на 30-летие независимости Украины запомнился не только довольно противоречивым выступлением президента страны Владимира Зеленского, но и демонстрацией военной техники. И если представленная на земле техника была относительно новой, то в воздухе царила советская авиация, чуть разбавленная западной техникой.

Парад в Киеве на 30-летие независимости Украины
Скандалы, «Айдар» и «Джавелины». Чем запомнился парад на 30-летие независимости УкраиныТоржественные мероприятия в честь 30-летия независимости Украины запомнились не только своеобразной речью президента страны Владимира Зеленского, но и рядом оплошностей, которые могут быть чреваты для Киева международными скандалами

Но среди прочего в небо над Киевом подняли и два уникальных самолёта. Обоими гордится Украина. И обе машины вряд ли смогут запустить в серийное производство.

Самый-самый в мире

Ан-225 «Мрия», который, покачивая крыльями, летел над Крещатиком 24 августа, является самым большим и самым грузоподъёмным самолётом за всю историю авиации.

По размаху крыльев «Мрию» превосходит лишь Hughes H-4 Hercules. Но последняя — летающая лодка. Да и поднималась в воздух она всего один раз в истории. В то время, как Ан-225 с момента своего первого полёта выполняет рейсы во все концы земного шара.

Неудивительно, что самолёт является национальной гордостью Украины. Хотя, если вдуматься, это совсем не украинский самолёт.

Создавали АН-225 всем Советским Союзом. Так, основные проектные работы по самолёту выполнило ОКБ имени О.К. Антонова в Киеве. Однако комплекс пилотажного оборудования проектировали в Московском институте электромеханики и автоматики, новые шасси — в «Гидромаше» в Горьком (ныне — Нижний Новгород).

Общая сборка самолёта проводилась в Киеве. Но вот ряд серийных узлов и деталей самолёта, а также силовые шпангоуты производились в Ульяновске, центральные части крыльев с закрылками и концевые части крыльев — в Ташкенте, комплекс управления — в Москве, шасси — в Горьком, двигатели — в Запорожье.

Паруса и «резиновые изделия»: речной парад в честь 30-летия Независимости Украины24 августа в Киеве прошел речной парад на Днепре. На нем были представлены водная техника Военно-Морских Сил и Морских сил Государственной пограничной службы

А для специализированной покраски гиганта привлекли специалистов из Воронежа.

Главным конструктором проекта назначили авиаконструктора Виктора Толмачёва — уроженца Курска и выпускника Харьковского авиационного института.

«В создании, постройке, лётных испытаниях и сертификации непосредственно и косвенно участвовали сотни тысяч учёных, конструкторов, инженеров, военных, лётчиков, рабочих и других специалистов бывшего СССР», — писал в своих мемуарах один из создателей Ан-225, конструктор Анатолий Вовнянко.

В общем, Ан-225 — всесоюзное детище. Но после распада СССР самолёт остался на Украине. И стал её гордостью. Однако после 2014 года эта гордость приобрела нездоровый характер. На Украине словно забыли о том, что самолёт — плод коллективного советского творчества.

«Настоящий великан, обладатель абсолютного рекорда грузоподъёмности — и вообще 240 мировых авиарекордов — всё это наша легендарная и уникальная «Мрия». Украинский гигант Ан-225, который по кодификации НАТО обладает ещё одним прекрасным именем — «Казак». Сегодня «Мрия» празднует 30-летний юбилей!» — поздравлял самолёт в декабре 2018 года возглавлявший тогда Украину президент Пётр Порошенко.

В комментариях к этой записи в Twitter многие пользователи мигом напомнили Порошенко, отчего «Мрия» — уникальная машина: у Украины не хватит ресурсов для создания такого самолёта.

За два года до этой записи, в 2016 году, телеканал CCTV сообщил, что украинское государственное предприятие «Антонов» и China Airspace договорились о передаче Китаю права собственности на «Мрию». Позднее компания «Антонов» опровергла эту информацию. В 2019 году другое китайское СМИ — Sohu — сообщало о том, что КБ «Ивченко-Прогресс» готовится передать Китаю технические наработки по самолёту.

Одесса: военно-морской парад в честь 30-летия независимости24 августа в Одессе прошел военно-морской парад ко Дню независимости Украины с привлечением кораблей и авиации

Подчас СМИ и вовсе сообщали, что китайцы готовы вложиться в достройку второго экземпляра «Мрии», начатого также во времена СССР.

Но Ан-225 продолжал и продолжает оставаться уникальным самолётом.

«Справа от нас находится — это символично звучит, но я думаю, что и трагично — недостроенная «Мрия» Украины. Так это звучит, и в этом много смыслов («мрія» по-украински — мечта. — Ред.)», — заявил президент Зеленский уже в этом году — 20 мая, на пресс-конференции, посвящённой двухлетию со дня его инаугурации.

Мероприятие проводилось в одном из ангаров «Антонова». Там и находилась вторая недостроенная «Мрия».

Но судьба «Мрии» не так трагична, как судьба второго уникального самолёта, пролетевшего над Крещатиком 24 августа.

Опередивший и никому не нужный

Февраль 1995 года стал чёрным месяцем для АНТК «Антонов». 10 февраля при выполнении четвёртого испытательного полёта из-за столкновения с самолётом сопровождения потерпел крушение опытный экземпляр самолёта Ан-70.

На репетиции парада ко Дню независимости сломался танк - видеоВ Киеве во время репетиция парада военной техники на Крещатике вышел из строя один из танков. Об этом сообщает 20 августа Telegram-канал Pavlovsky news

Это был выстраданный самолёт. Его проектировали с 1978 года, а заложили в 1991 году в Киеве. Но работы по нему прекратились с распадом СССР.

Спустя два года, несмотря на тяжёлую экономическую ситуацию на постсоветском пространстве, Россия и Украина подписали «Соглашение о дальнейшем сотрудничестве в обеспечении создания, совместного серийного производства и поставок в эксплуатацию оперативно-тактического самолёта Ан-70 и транспортного самолёта Ан-70Т с двигателями Д-27».

Россия брала на себя обязательства по финансированию проекта на 72%, Украина — на 28%.

Страны были заинтересованы в доведении проекта до ума. И это неудивительно. Ан-70 опередил своё время. Достаточно сказать, что и сегодня эта турбовинтовая среднемагистральная машина превосходит по ряду показателей самолёт Αirbus A400M, первый полёт которого состоялся в 2009 году, — спустя 15 лет после первого полёта Ан-70.

Но тогда, на момент катастрофы 1995 года, аналогов Ан-70 не было. После этой катастрофы многие опасались, что и на самолёте, и на украинском авиастроении можно будет поставить крест. Времена были тяжёлые.

Но «антоновцы» смогли сделать невозможное: за два с лишним года они достроили второй экземпляр Ан-70.

Отчасти это стало возможным благодаря изменениям в структуре АНТК, а также благодаря широкой кооперации с Россией. В 1995 году создали международный консорциум «Средний транспортный самолёт», куда вошли как «Антонов», так и заводы «Авиакор» в Самаре и «Авиант» в Киеве, а также ряд других предприятий.

И 24 декабря 1996 года президент Леонид Кучма перерезал ленточку, и самолёт впервые выкатили на лётное поле.

Но цена проекта росла, да и с экономикой были проблемы: грянул кризис 1998 года. Несмотря на это, Россия и Украина работали над проектом.

  - РИА Новости, 1920, 19.07.2021
Бумажные самолётики. Почему из украинской военной авиации уходят лётчикиПредставитель командования Воздушных сил Вооружённых сил Украины Олег Гаврилко сообщил о массовом бегстве лётчиков из военно-воздушных сил. Одной из причин этого стала конкуренция ВСУ с МВД. Но есть у бегства лётчиков и другие причины

В 2001 году произошла ещё одна катастрофа — отказ двух двигателей при взлёте неподалёку от Омска. Аварийная посадка сопровождалась разломом фюзеляжа. Но спустя несколько месяцев самолёт восстановили.

Интерес к проекту проявляли и европейцы. Но по разным причинам они не спешили покупать совместный украино-российский самолёт.

Накануне нового, 2004 года, президент России Владимир Путин написал своему украинскому коллеге письмо.

«Позиция российской стороны относительно совместной программы создания самолета Ан-70 остается неизменной. Это один из крупномасштабных перспективных двусторонних проектов, реализация которого способствует укреплению российско-украинских отношений», — среди прочего указывалось в нём.

Но грянула «Оранжевая революция» с осложнением отношений с Украиной. И тут в РФ крепко задумались: а выполнит ли Киев обязательства по поставке военной техники. И имеет ли смысл налаживать сотрудничество с ним.

В 2006 году финансирование проекта российской стороной приостанавливается. В 2009 году работа возобновляется, но спустя год свою часть финансирования перестаёт выделять уже Украина.

Несмотря на это, в 2011 году Россия заявляет о покупке единственного экземпляра Ан-70 и анонсирует масштабное приобретение самолётов такого типа.

«Программа Ан-70 уже включена в государственную программу вооружения Российской Федерации до 2020 года. Объем заказов на новые Ан-70 будет составлять 60 самолетов. Нам очень нравится и нужен этот самолет!» — заявил тогда министр обороны Анатолий Сердюков.

Несмотря на то что в 2012 году Сердюков лишился поста главы Минобороны, а бывший тогда вице-премьер-министром Дмитрий Рогозин (он курировал авиастроение) отдавал предпочтение проекту ИЛ-476, работы над проектом продолжились.

разработанный авиаконцерном «Антонов» аппарат «Горлица» беспилотник - РИА Новости, 1920, 24.08.2021
«Сильная страна»: Украина впервые в истории заказала самолет на собственном предприятииКомпания «Антонов» впервые за всю историю суверенной Украины построит три самолёта для государственных нужд. Об этом президент страны Владимир Зеленский сказал 24 августа на параде, посвящённом Дню независимости

В том же 2012 году было определено, что Ан-70 будут собирать в Казани. Но отношения между Украиной, мучительно выбиравшей, к какому союзу ей лучше присоединиться — к Таможенному или Европейскому, — снова осложнились.

В 2013 году Рогозин назвал Ан-70 «виртуальным самолётом». В ответ президент «Антонова» Дмитрий Кива возмутился.

«Сейчас в России практически заморозили «программу Ан-70». Я слышал интервью Рогозина, который назвал Ан-70 «виртуальным самолетом» и конкурентом Ил-76. Это может говорить только некомпетентный в авиации человек», — заявил Кива на Международном авиакосмическом салоне (МАКС).

«Нечего на зеркало КИВАть, коли…» — ответил в Twitter на эту реплику Кивы российский вице-премьер.

Некоторые СМИ утверждают, что Кива покинул МАКС на единственном Ан-70, на фюзеляже которого красовались два флага — украинский и российский.

Несмотря на это, работы над самолётом продолжились. И 11 апреля 2014 года совместные испытания модернизированного Ан-70 были завершены. Но к тому моменту пришедшее к власти в результате госпереворота правительство заявило о сворачивании военно-технического сотрудничества с РФ, а в августе и вовсе запретило поставлять в Россию продукцию военного назначения.

В том же месяце Минобороны Украины потребовало у «Антонова» выплатить 164,3 млн грн долга (около 480 млн руб. — Ред.) за непоставленные два экземпляра Ан-70 (их заказали в 2004, а должны были поставить в 2012 году).

Ан-74ТК-200
Канадцы положили глаз на самолет «Антонова», но есть одна проблемаУкраинское госпредприятие «Антонов» планирует производство Ан-74ТК-200 с Канадой в провинции Квебек для продвижения на международных рынках самолетов. Об этом 26 июля сообщается на сайте госконцерна «Укроборонпром»

Единственный Ан-70 остался на Украине. Сегодня этот самолёт, уже с закрашенным российским флагом, Украина активно рекламирует на международных авиасалонах.

Но создать вторую такую машину она уже не сможет.

«Больной вопрос для меня. Я был участником этого процесса и могу просто мемуары писать, как это все происходило. Он сегодня абсолютно нереален, потому что это совместно украинско-российский проект. Затем «Антонов» заявил о Ан-77 как продолжении «семидесятки» без российских комплектующих, то есть на импортозамещении. Но уперлись в определенные компоненты, которые не можем заменить никак. И это тупиковый путь», — заявлял в интервью агентству «Интерфакс-Украина» в июле 2020 года вице-премьер-министр — министр по вопросам стратегических отраслей промышленности Олег Уруский.

Вот и выходит, что гордостью воздушного парада на 30-летие независимости Украины были два самолёта, построить которые без России Украина не может.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала