Кроме того, не следует забывать, отметил эксперт, что Белоруссия продает свою продукцию в страны ЕАЭС за национальную валюту этих стран (рубли, тенге, драмы, сомы), зато покупает очень нужные ей энергоносители у «Газпрома» и нефтяных компаний в долларах США.
«Откуда Минску возможно будет брать эти любимые ТЭКом доллары, если весь товарооборот мы завяжем на ЕАЭС? Думаю, что ниоткуда», — пояснил Петровский.
Политолог также посетовал, что в рамках ЕАЭС так и не был создан единый рынок трех базовых товаров: электроэнергии, нефти и газа, а это означает, что цена на эти товары не регулируется рынком, как на все другие.
«Здесь и получается, что дьявол спрятался в деталях. К примеру, в отсутствие границ условные КамАЗ и МАЗ могут свободно и беспошлинно торговать во всех пяти странах ЕАЭС. Однако цена энергоемкости у двух предприятий разная. КамАЗу цена на газ формируется по директивным, нерыночным принципам российским правительством, а МАЗу — исходя из цены Роттердамской биржи в Нидерландах минус транзит от Беларуси до Голландии. В итоге КамАЗу газ достается за 70 у.е за тыс. кубов, а МАЗу — за 250, что приводит к естественному удорожанию себестоимости продукции. Неравные тарифные условия вытесняют МАЗ с рынков ЕАЭС, в том числе и из родного белорусского», — привел пример специалист.
Поэтому ему и подобным, оказавшимся в неравных тарифных условиях предприятиям, чтобы выжить, приходится искать рынки сбыта в третьих странах, заключил собеседник издания.
Полностью интервью можно прочитать здесь.
В Белоруссии продолжаются массовые протесты, связанные с результатами президентских выборов, которые состоялись в августе. По данным ЦИК, Лукашенко победил с 80,1% голосов, но оппозиция с этим не согласна и заявляет о массовых фальсификациях.
В свою очередь, власти Белоруссии разработали план выхода страны из кризиса. До 2022 года в Конституцию должны внести поправки, ослабляющие власть президента в пользу правительства и парламента, после чего в стране проведут новые президентские и парламентские выборы.