Около 17.15 (18.15 по Москве. — Ред.) 1 декабря в Киеве на пересечении улиц Льва Толстого и Тарасовской был обстрелян автомобиль Range Rover, за рулем которого был Вячеслав Соболев, чей ресторан Mario расположен неподалеку. От этого выстрела погиб трехлетний ребенок, находившийся на заднем сиденье вместе с матерью.
Подробности убийства позволяют предположить, что изначально целью убийцы был не Соболев, а кто-то из его близких. Однако то, что произошло в Киеве, чересчур даже для украинского криминала.
Непонятный букет и конфликт интересов
Одной из первых гибель ребенка прокомментировала украинская певица Ирина Билык.
«Не могу сидеть и делать вид, что ничего не произошло… убит маленький ребеночек, чудесный малыш… крестной которого я являюсь… Зачем все в этом мире, если так просто убивают людей, деток… в центре любимого города…. Мой маленький Ангел, Сашенька, прости этим взрослым нелюдям их жестокость… Силы всей семье. В этот страшный час…», — написала она в Facebook.
Погибшего мальчика пытались спасти. После обстрела его отец выбежал из машины, взял ребенка на руки, кричал о помощи. Приехавшие на место событий медики спасти мальчика не смогли — он скончался по пути в больницу.
Сам Соболев-страший уверен: кто-то умышленно стрелял в его сына. Как сообщает украинское издание «Информатор», чьи корреспонденты были на месте событий, Соболев убеждал полицейских, что появившиеся на месте трагедии цветы были там сразу же после выстрела.
Версию о том, что сам ресторатор не был мишенью киллера, рассматривает и украинское издание «Страна», а также ряд других СМИ. Причина — угрозы, поступившие Соболеву в 2016 году, о которых тот рассказал в Facebook. Так, ему подбросили брелок-лазерную указку с запиской: «Задумайся и вали отсюда! Думай о себе, пока не пришлось задуматься о близких, — ты можешь стать их проблемой».
«Знаю, что организатором травли является группа рейдеров, в которую входят Руслан Брославский и Павел Малик. Возглавляет группу судья Хозяйственного суда Артур Емельянов. Еще до начала войны им удалось отобрать у меня недвижимость в Донецке, а сейчас они намерены рейдерским способом захватить торговый комплекс в Мариуполе. Знаю также, что исполнителями их уголовных замыслов являются представители добровольческого батальона «Святая Мария», который контролируется народным депутатом Украины Дмитрием Линько. Заявления в правоохранительные органы написаны, доказательства переданы. Спасибо всем, кто поддержал и поддерживает меня. Слава Украине», — написал тогда Соболев.
В ответ судья Емельянов подал в отношении Соболева иск. Суд Емельянов выиграл.
Теперь версия о причастности Емельянова к произошедшему рассматривается следствием.
«Одна из версий — это давний конфликт Соболева с Артуром Емельяновым. Там идут многолетние суды вокруг недвижимости», — сообщил изданию Liga.net высокопоставленный источник в Министерстве внутренних дел Украины.
Сам же Емельянов в данный момент находится не на Украине, где в отношении него возбуждено несколько уголовных дел. Так, еще в октябре 2016 году ему вручили подозрение за вмешательство в автоматическую систему распределения дел в 2011-2014 годах, что, по мнению следствия, привело к тому, что Украина проиграла России суд по делу корпорации ЕЭСУ и выплатила Минобороны РФ значительную сумму. Годом ранее — в 2015 году — в Лихтенштейне арестовали 13 млн швейцарских франков, якобы принадлежащих судье и его жене. Арест произошел по запросу из Украины. Однако позже счета разморозили. В 2017 году в программе «Схемы» на «Радио Свобода» рассказали об элитной недвижимости, принадлежащей чете Емельяновых по всему миру. Речь шла об отелях в Австрии и Германии, апартаментах в Эмиратах, вилле в Анталии.
Кстати, Емельянов формально развелся с женой, чтобы избежать необходимости декларировать имущество. Однако они продолжали отдыхать вместе. Так, в апреле 2019 года их видели в аэропорту Будапешта.
Кроме того, в 2018 году Служба безопасности Украины обвинила Емельянова в том, что он скупал недвижимость в Донецке, тем самым «финансируя ДНР».
Засветился Емельянов не только на Украине. В сентябре 2018 года прокуратура Австрии начала расследование по факту похищения человека. Заявление подали украинские граждане — владельцы отеля в Австрии. Они отмечали, что Емельянов и Малик организовали похищение одного из совладельцев отелей, чтобы вынудить подписать мировое соглашение по имущественному спору.
Емельянов — уроженец Донецка. Соболев — Енакиево. И в деле об убийстве ребенка ресторатора есть и донецкий след.
Что там с Донбассом?
Успешность Соболева в бизнесе и политике связывают с его малой Родиной. Енакиево помогло Соболеву тем, что из этого же города был глава Донецкой ОГА Виктор Янукович. В начале «нулевых» Соболев вошел в созданное Януковичем партийное объединение «За единство, согласие и возрождение». В Донецке Соболев — владелец сети продуктовых магазинов «Обжора», со многими конфликтовал. При этом его первой женой была дочь вице-мэра города, с которой и связывают первые успехи Соболева в бизнесе.
Однако политическим союзником Соболев оказался ненадежным. В 2006 году он начал работать с командой Юрия Еханурова и с ющенковской «Нашей Украиной», а после и вовсе перешел в «Блок Юлии Тимошенко». В 2010 году он даже стал замглавы НАК «Нафтогаз», однако потом, когда звезда Тимошенко закатилась и президентом стал Янукович, Соболев остался не у дел. В 2011 году он женился во второй раз — на Светлане Шпигель, бывшей жене певца Николая Баскова. Брак продержался два года. В 2015 году Соболев стал депутатом Киевского облсовета от «Блока Петра Порошенко». Тогда он женился на Инне Вильчинской, которая в 2016 году году родила ему сына Александра.
Донецкую версию в качестве одной из причин произошедшего рассматривают потому, что, по данным СМИ, Соболев хотел вернуть себе контроль над «Обжорой» в ДНР.
«У Соболева остались магазины на оккупированной территории. Это версия также прорабатывается», — сообщил в комментарии изданию Liga.net высокопоставленный источник в МВД.
При этом еще одним «донецким» следом может быть все-тот же судья из Донецка Емельянов, который сделал умопомрачительную карьеру при президенте Януковиче.
«Наоборот, совсем недавно они схлестнулись еще в одном серьезном деле. Очень большие деньги. Добавлю, что Соболев тоже не ангел», — сообщил источник изданию «Обозреватель».
Но как бы то ни было, даже если заказчика и исполнителя убийства найдут и привлекут к ответственности, погибшего ребенка это не воскресит. При этом тот факт, что один из возможных фигурантов дела спокойно живет за рубежом и не находится в международном розыске, несмотря на всю серьезность обвинений по другим делам, весьма красноречиво свидетельствует о том, во что превратилась украинская правоохранительная система. Реформа полиции, прокуратуры и судебной системы, о которой твердят со времен победы Майдана, демонстрирует свою полную несостоятельность. А по уровню творящегося беспредела страна скоро может оставить далеко позади самые неблагополучные государства третьего мира.