В начале сентября на Приморском бульваре возле Потемкинской лестницы прошел митинг активистов общественной организации «Информационный центр «Зеленое досье», требовавших прекратить обработку пылящих грузов — железорудного концентрата и каменного угля в Одесском порту.
«Мы требуем, чтобы органы надзора и контроля, в частности Министерство здравоохранения Украины, провели специальную проверку и выяснили, по какому праву в порту проводятся опасные с точки зрения экологии работы, мы также подготовили обращение в областную прокуратуру — прокурору, отвечающему за природоохранную сферу, который обязан осуществлять надзор за соблюдением законодательства», — заявили активисты.
Зеленый заговор
Внимание «Зеленого досье», чей головной офис находится в Киеве, к Одесскому порту весьма удивительно. Ранее эта типично грантоедская структура, которая с 1994 года занималась проблемами экологии и зеленой энергетики, в Одесской области себя никак не проявляла. И вдруг нашла средства для митинга в Одессе, который стал детонатором новой информационной кампании против ахметовской группы ДТЭК. Информационный повод на удивление быстро подхватили местные политики.
На следующий день после митинга депутат Одесского городского совета Александр Захаров разразился гневным постом в Facebook, с призывом расследовать деятельность «портовых офшорников» и пообещал направить запросы в порт и прокуратуру.
Удивительно другое — гневный пост одесского парламентария был молниеносно подхвачен украинскими интернет-ресурсами и попал в заголовки спустя всего час после публикации. Подобная реакция украинских медиа, обычно равнодушных к экологии, тем более периферийной одесской, поражает своей оперативностью.
Не менее оперативной была реакция Администраций морских портов Украины (АМПУ) на эти заявления. Уже 20 сентября, администрация порта выступила с заявлением, что перевалка железорудного концентрата в Одесском порту осуществляется компанией «Металзюкрайн Корп. ЛТД», с собственниками в офшоре, с соблюдением санитарных норм и под строгим экологическим контролем.
Никакой руды
Какого-либо логического продолжения эта история не получила и так бы и осталась в прошлом, если бы не интервью министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия о светлом концессионном будущем Одесского порта. Министр в том числе заявил, что никаких руды и зерна в порту быть не должно. Действительно, в Одесском порту нет и не может быть никакой руды, там находится каменный уголь, который отправляется на экспорт, но обо всем по порядку.
События, которые стали раздражителем для нанятой экологической общественности, развернулись с июня этого года в Карантинной гавани Одесского порта. При помощи стивидора «Металзюкрайн Корп. ЛТД», арендующего мощности порта, два балкера LUMINOUS NOVA (флаг Маршалловых островов) и DK IONE (флаг Панамы) регулярно грузились в порту породой черного цвета. Оператором этих судов является «Портинвест Лоджистик», а агентом «Метинвест-Шиппинг». Обе компании находятся под контролем группы ДТЭК Рината Ахметова. По официальной информации порта и согласно данным сервиса marinetraffic.com, грузом этих судов был железорудный концентрат, а портом назначения — Оран (Алжир). Для неискушенных в географии, геологии и материаловедении активистов и местных политиков такая легенда может и прокатить, но не для экспертов.
Сказки для активистов
Во-первых, железорудный концентрат абсолютно другого цвета, нежели минерал на фото: в зависимости от концентрации оксида железа его цвет варьируется от темно-серого до красно-коричневого. Он никогда не бывает иссиня-черным, как на фото. Во-вторых, самым главным фактом, провалившим легенду «Портинвест Лоджистик» об экспортируемом железорудном концентрате, стала страна назначения груза — Алжир. Весьма удивительно, что министр инфраструктуры Украины, который в силу занимаемой должности должен разбираться в географии, не знает, что Алжир по запасам железной руды находится на втором месте в Африке и активно их разрабатывает, для чего даже привлек китайских инвесторов. Поэтому продавать железорудный концентрат в Алжир — так же бессмысленно, как продавать лед в Антарктиду, это сказки для неграмотных активистов. Собственного сырья для металлургии Алжиру хватает с избытком.
А вот с каменным углем у металлургической промышленности Алжира большие проблемы. Угля, необходимого для выплавки чугуна и стали и обслуживания ТЭС, в Алжире добывается очень мало, поэтому Украина до событий 2014 года успешно поставляла уголь в эту страну. По-видимому, поставляет и сейчас, но уже по серым схемам. Угольную принадлежность груза судов DK IONE и LUMINOUS NOVA автору статьи также подтвердил собственный источник в порту: «Я тридцать лет работаю в Одесском порту и могу по внешнему виду отличить окатыш от угля. То, что лежит в Карантинной гавани, — чистейший донецкий антрацит, а не окатыш», — сообщил пожелавший остаться неизвестным сотрудник порта.
Серые схемы черного угля
ДТЭК, не смирившийся с потерей возможности легально торговать углем из шахт, оставшихся на территориях ЛДНР, продолжил этим заниматься после 2014 года, но уже по серым схемам. В 2015 году деятельностью «Портинвест Лоджистик» заинтересовалась СБУ. В июле 2015-го следственный отдел управления СБУ в Одесской области открыл уголовное дело по факту легализации угля, добытого на территориях народных республик. Компания, по данным следствия, осуществляла экспедирование грузов угля, добытого в оккупированной части Донецкой области, на принадлежащей Ахметову шахте «Должанская капитальная».
В СБУ посчитали, что уголь вывозился через не контролируемые Украиной участки границы в Россию и оформлялся как собственность российских фирм ОАО «Шахтоуправление «Обуховская» (подконтрольной Ахметову), ООО «Альфа-Партнер», ООО «Транс Терминал», ООО «Бином Д», ОАО «Ростовский порт», ООО «Южтранс». Далее уголь шел железнодорожным транспортом со складов в Ростовской области в ГП «Измаильский морской торговый порт» в таможенном режиме «транзит», после чего вывозится морским (речным) транспортом фактическим получателям в странах ЕС.
СБУ назначило экспертизу изъятого угля, но она не была проведена, поскольку эксперт и следователь заявили о невозможности отобрать образцы угля, необходимые для ее проведения, в пластах Донецкой и Луганской областей, которые подконтрольны ДНР и ЛНР. В результате арест с имущества «Портинвест Лоджистик» был снят постановлением Приморского суда г. Одессы, а уголовное дело прекращено. Такая беспомощность СБУ по отношению к Ахметову вызывает удивление, ведь в 2014 году в отношении ростовской компанией «Альфа-партнер», Украинским государственным углехимическим институтом была успешно проведена экспертиза, которая доказала, что уголь, заявленный декларантом, как российский, на самом деле был добыт на шахте «Должанская-Капитальная» в Луганской области, принадлежащей компании «ДТЭК Свердловскантрацит». То есть на то решение образцы угля с шахт нашли. А вот этот раз — нет.
Белорусский транзит
Неизвестно, сколько стоила Ахметову лояльность со стороны СБУ, но, создав подобный прецедент, Ахметов устранил последнее юридическое препятствие на пути угля из шахт ЛДНР. Позднее ДТЭКу добавила проблем экономическая блокада Донбасса, инициированная в 2017 году бывшим народным депутатом Семеном Семенченко (по некоторым данным, бывшим тогда представителем олигарха Коломойского в парламенте, то есть представителем давнего противника Ахметова).
Но и из этой ситуации Ахметов нашел выход. В 2018 году Беларусь в 980 раз увеличила экспорт угля в Украину — до 690 000 тонн, притом что в самой республике нет своих месторождений, кроме бурого угля. Иного объяснения, кроме как экспорта угля из ЛДНР, для данной ситуации не существует. Как в случае с белорусскими мидиями, Минск в очередной раз стал удобным транзитером запрещенных товаров, но уже для Украины.
Чтобы покрыть свои потребности в топливе, теплоэлектростанции Украины, в основном принадлежащие ДТЭК, вынуждены закупать уголь за рубежом. Поскольку закупка угля на роттердамской бирже по схеме "Роттердам плюс" — удовольствие не из дешевых, контрабанда луганского угля для украинских ТЭЦ является очень прибыльным бизнесом. Выросшие тарифы на электроэнергию и отопление приносят украинским олигархам сверхприбыли от сжигания дешевого донецкого топлива. А излишки, образовавшиеся из-за навязанных закупок американского, южноафриканского и колумбийского угля, экспортируются в третьи страны, снова покрывая издержки Роттердама, как это было в порту Измаила. Поскольку измаильский порт уже не мог удовлетворять амбициям «Портинвест Лоджистик» по поставкам крупных партий угля в Алжир, эта схема была перенесена в порт Одессы, где можно работать с большими балкерами.
Несмотря на то что в начале отопительного сезона Украина остро нуждается в угле, а стоимость импортного угля почти в два раза дороже угля Донбасса, олигархи, экспортируя дешевый уголь из страны, продолжают наживаться за счет своих сограждан, оплачивающих полную стоимость дорогого импортного угля. Система политического абсурда, сложившаяся из-за нежелания киевских властей разговаривать со своими гражданами, живущими в Донбассе, породила огромное количество выдуманных проблем, расплачиваться за которые приходится простым украинцам.