- Владимир, ГБР и Генпрокуратура Украины готовят проект снятия с Порошенко депутатской неприкосновенности, до этого адвокат Андрей Портнов сообщал об аресте активов владельца телеканала «Прямой». Почему именно сейчас такое усиление активности и насколько это серьезно?
— Началось это, собственно говоря, сразу после поражения Петра Порошенко на выборах.
- То есть вы считаете, что все идет своим чередом, просто понадобилось достаточно много времени на то, чтобы сформировать подозрение и обратиться в Генпрокуратуру?
— Не совсем своим чередом. Конечно же, при политической воле нынешней власти целый ряд дел должен бы был возбуждать лично генпрокурор Руслан Рябошапка, и уже давно можно было бы при наличии политической воли доводить дело как минимум до лишения неприкосновенности Петра Порошенко.
Но мы видим, что нынешняя власть не торопится. Видимо, в самом деле считает, что слишком много имиджевых и политических рисков для того, чтобы уж так прямо своего предшественника подвергать судебным преследованиям.
Тем более что мы знаем по всем этим показаниям всевозможных деятелей перед Конгрессом США, что лично Курт Волкер, спецпредставитель Штатов при Украине, настоятельно рекомендовал Зеленскому не преследовать в судебном порядке своего предшественника.
- Если с Порошенко все же снимут неприкосновенность, чем это может для него закончиться?
— Когда он поймет, что действительно запахло жареным и может дойти дело до задержания и ареста, думаю, он все-таки успеет улететь, убежать и будет отсиживаться где-нибудь в своей хатынке (домике — укр.) в Испании.
Тем более что в отличие от Януковича Порошенко готовился к этому, готовил массу «запасных аэродромов» и «панамских кубышек».
Так что я считаю, что в итоге все равно сидеть будут его подельники-стрелочники, всякие свинарчуки, а истинный злодей, каковым является Порошенко, сможет где-нибудь отсидеться за рубежом.
- На текущий момент остались ли какие-нибудь влиятельные покровители у Порошенко, которые смогут его «отмазать»?
— На Украине у него политическая фракция в Верховной Раде, есть кому за него побороться. А на Западе довольно настороженно относятся к попыткам преследовать Петра Порошенко. Да и он сам активным образом ездит по брюсселям, лондонам, западным странам, лоббируя свои собственные политические интересы.
И не надо забывать, он за годы своего президентства наладил контакты со многими европейскими лидерами, где-то более тесные, где-то менее тесные. Плюс его партия, его фракция является членом «Европейской народной партии» и, соответственно, там тоже он рассчитывает на то, что получит поддержку.
Так что, конечно, лоббисты на Западе у него имеются, и он активным образом ими уже пользуется.
- Можно ли сравнить Порошенко с Михаилом Саакашвили, ведь он также пользовался поддержкой Запада, но уже давно не может вернуться на свою родину, в Грузию?
— Саакашвили сейчас пользуется только поддержкой Джорджа Сороса. На Западе после целого ряда скандальных историй сказать, что Саакашвили желанный гость, вообще-то нельзя.
Мы помним, как ему не дали рабочей визы в Соединенные Штаты Америки, то есть истинные хозяева такими фигурами жертвуют и брезгуют. Но Соросу Саакашвили периодически нужен, вот он иногда его задействует. Фигура Порошенко на данный момент посильнее.
Плюс если грузинский конфликт закончился для Запада не лучшим образом и довольно быстро, то украинский продолжается.
Они прекрасно понимают там, на Западе, что для Зеленского, возможно, придется выставлять противовесы внутри Украины. Этим Порошенко и хочет воспользоваться.