Олега Ляшко сегодня вызвали в прокуратуру для вручения подозрения по делу Геруса. Можно как угодно относиться к Ляшко, можно спорить относительно способа ведения дискуссии, но совершенно очевидно, что включение прокуратуры в заурядный для украинской политики конфликт имеет свои причины.
Я для себя выделил два уровня: общий и частный (вернее «приватный)». Начну со второго, он понятней.
Итак, приватный. Предметом перепалки стало возобновление импорта российской электроэнергии в Украину. В условиях вооруженного конфликта с РФ и профиците энерго генерирующих мощностей в Украине данная идея называется абсурдной практически всеми экспертами. Но не Герусом (кстати, именно он автор скандальной поправки в закон), и не Коломойским, который оказался основным бенефициаром — российскую электроэнергию импортирует приватовский трейдер «Юнайтед Энерджи». На этом уровне действия прокуратуры выглядят попыткой угодить Коломойскому, которому не нравится, что его лоббистам уже рубашки рвут.
Теперь о более важном уровне — общеполитическом. Власть, решив, что она надолго и может делать все, совершает много ошибок. Резонансных ошибок.
Импорт электроэнергии из России — как раз из таких. Рейтинг постепенно обваливается. Еще совсем немного времени и агрессивно настроенное в отношении власти меньшинство превратится в не менее агрессивное большинство. Что такое разгневанная улица, может рассказать Янукович.
И чтобы не допустить такого сценария, силовики (а чей на 100% человек Рябошапка вы и так знаете) уже сейчас на корню пытаются купировать малейшие проблески общественного неповиновения.
Не думаю, что этот ход правильный. Для власти он окажется настолько же «эффективным», как были «эффективны» законы Януковича 16 января 2014 года. Вместо отрезвляющего действия на протестующих евромайдановцев, они их лишь мобилизировали.
Запугивать Ляшко прокуратурой — это дать ему повод и трибуну ежечасно рассказывать о своей борьбе с «преступной властью, возобновившую торговлю на крови». Кто от этого выиграет — вопрос риторический. Но власть пока так и не научилась искать адекватные ответы на объективные вызовы.