- Андрей, в Киеве и в других городах прошли многочисленные митинги и шествия националистов, протестующих, в частности, против «формулы Штайнмайера», против разведения сил в Донбассе, по сути против мирного процесса. Чем это можно объяснить?
— Эти акции прошли в день, когда отмечают очень большой православный праздник, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, с чем всех православных можно только поздравить. Однако этот праздник был очень политизирован режимом Порошенко. Тогда этот день превратили в какой-то праздник неадекватности, совершенно с православием не связанный. Потому что православие и национализм — это взаимоисключающие вещи. Кто читал Писание, тот знает, что «нет ни эллина, ни иудея». Большего интернационалиста, чем Христос, не было, и большего миротворца, чем Христос, не было. Понятно, что в день Покрова Божьей Матери мы не можем говорить ни о каких национальных разъединениях, этот праздник должен объединять людей, особенно православного вероисповедания.
- Но уже традиционно политики используют этот праздник в своих целях. В данном случае вожди националистов выступают по сути против мира на востоке Украины. Националистам уже удалось сорвать процесс разведения сил в Петровском и Золотом… Похоже на то, что президент Украины Владимир Зеленский не может им противостоять?
— Если мы говорим о мире и о Зеленском, то видим такую картину. Очередной президент пришёл на голосах Юго-Востока Украины, очередной президент победил благодаря обещанию мира, как мира внутри страны, так и мира в отношениях с братскими народами, а народы России, Белоруссии и прочие славяне являются нашими братскими народами, отрицать это глупо.
Однако мы должны заметить определённую закономерность. Начиная с Кравчука, первого президента, а потом были Кучма, Ющенко, Янукович, Порошенко и теперь Зеленский, что мы видели? Все они становились президентами благодаря голосам Юго-Востока. Это логично, поскольку именно там живёт большинство населения страны. Однако возникает такое ощущение, что, попадая в кабинет на Банковой, все они заражались какой-то «бациллой» буржуазного национализма. И вот сейчас мы уже видим, как Зеленский отчитывается перед всякими Карасями (Евгений Карась — лидер праворадикальной организации С14. — Ред.), Билецкими (Андрей Билецкий — глава Нацкорпуса, экс-командир полка «Азов». — Ред.) и прочими маргинальными элементами.
Националисты выступают против «формулы Штайнмайера». Но что такое «формула Штайнмайера», если перевести её с дипломатического языка на обычный язык? Это порядок действий по выполнению Минских соглашений. А Минские соглашения, от которых Зеленский готов отказаться, — это не просто набор бумажек. На минуточку, это документы, одобренные Советом Безопасности ООН, это документы, легализированные решением Международного суда ООН в Гааге. И в этих документах предусмотрен определённый порядок мер, реализация которых должна привести к миру на востоке Украины. Западные партнёры Украина и Россия не готовы работать в ином формате, кроме Минских соглашений. О чём и говорят Киеву в течение пяти лет.
- Почему же в Киеве как бы не слышат этого?
— Мы должны учитывать такой факт, что за эти же пять лет на Украине сложился определённый пул людей, определённый кластер очень высокомобильных, пассионарных и хорошо организованных личностей, которые зарабатывают деньги на этом конфликте. Они контролируют линию разграничения, передвижение там людей и товаров, контролируют блокпосты, контролируют контрабанду… Понятно, что для этих людей завершение войны на Украине означает и удар по их сытой обеспеченной жизни.
Очень печально, что Владимир Зеленский, вместо того чтобы прислушаться к голосу семидесяти трёх процентов большинства, пожелавших мира, прислушивается к этим незначительным процентам желающих войны.
- Почему так происходит?
— Это ошибка всех президентов Украины. Почему так происходит, я знать не могу. Возможно, если верить конспирологическим теориям, которые высказывают и некоторые очень уважаемые учёные в России, есть определённый план капитуляции после 1991 года, который предусматривает построение на Украине государства буржуазного национализма, государства с компрадорской буржуазией, задача которой — обеспечить эксплуатацию украинцев в интересах иностранных корпораций. По сути это колониальная администрация. Другого объяснения этой ситуации я придумать не могу. Трудно объяснить, почему Зеленский работает на самоуничтожение собственного рейтинга.
- Работа против своего рейтинга производится командой Зеленского не только в вопросе войны и мира. Вы недавно говорили, что машина репрессий на Украине не остановлена. Да, произошёл обмен, да, выпустили главного редактора РИА Новости Украина Кирилла Вышинского… Кстати, спасибо от нашей редакции международной правозащитной организации «Сеть солидарности» и вам как её представителю за усилия, которые были приложены в этом направлении. Однако тысячи людей на Украине по-прежнему подвергают преследованиям по политическим мотивам. Это продолжение политики Порошенко, хотя те, кто голосовал за Зеленского, вряд ли на это рассчитывали.
— Вы абсолютно правы, репрессивная машина не остановлена на данный момент. И мы в «Сети солидарности» тоже хотим передать привет Кириллу Вышинскому, мы очень рады, что он оказался на свободе. Мы старались подключить все дипломатические каналы, какие были возможны для швейцарской правозащитной организации, чтобы это произошло. Конечно, это не только наши усилия, не будем присваивать все заслуги, но помним — если класть по соломинке, по соломинке, в конце концов, сломается и хребет верблюда.
Однако освободили или как-то смягчили режим политических репрессий для тех лиц, которые стали просто проклятием режима Порошенко, тех, о которых постоянно заявляли, кто был в списках политических узников. Освободили тех, кого не освободить Зеленский просто не мог. Да их и освобождать начали ещё при Порошенко. Но порочная практика применения статей о так называемом информационном содействии терроризму, о государственной измене за журналистскую деятельность, вот этот каток — он не остановлен. Никто не дал ни команды, ни разъяснения, никто не признал, что это является порочной практикой.
И мы видим, что опять в чести у новой уже власти разжигатели розни. При этом огромное количество журналистов, общественных деятелей, да и просто людей, которые не согласны с политикой войны, с политикой противостояния, находятся в тюрьме до сих пор. Поэтому я думаю, что нам придётся ещё очень и очень много усилий приложить для того, чтобы развернуть политику нынешней уже власти в сторону каких-то действительно демократических ценностей.
- Пожелаем вам в этом успеха. И последний вопрос: пресс-марафон Владимира Зеленского побил все рекорды по длительности, но многие говорят о том, что сложно вычленить какие-то главные посылы. Ваша оценка?
— Их и не было, этих главных посылов. За 14 часов не было дано ответов на самые животрепещущие вопросы. Например, Зеленский шёл на выборы с обещанием посадок. Он лично в дебатах заявил, что он — приговор для Порошенко. И что, Порошенко имеет какие-то проблемы с бизнесом, имеют проблемы его люди? Нет. Зеленский говорил о борьбе с коррупцией, и при этом он назначает сейчас на должности людей Порошенко, людей бывшей власти. Говорил о реформах, которые не проводятся. По сути за 14 часов Зеленский не дал ответа ни на один из таких вопросов.
- Зачем же тогда устраивали такой пресс-марафон?
— Думаю, просто Зеленского стали упрекать в том, что он, как говорится, мало присутствует в телевизоре, и он решил победить содержание формой. И вот эта форма, этот эффект, посыл — я 14 часов с журналистами — а содержание? Можно было за 14 минут сказать и дать команд своим подчинённым больше, чем было сказано за 14 часов бессмысленной болтовни.