Сама «формула Штайнмайера» лишь определяет механизм введения в действие закона об особом порядке местного самоуправления в ЛНР и ДНР на временной основе в день выборов и на постоянной основе — после опубликования отчета ОБСЕ об итогах выборов, а, следовательно, может рассматриваться лишь как часть минских договоренностей.
Письменное закрепление «формулы Штайнмайера» украинской делегацией было одним из условий России для встречи лидеров «нормандской четвёрки». Президент Украины Владимир Зеленский сразу же попытался дезавуировать некоторые положения договоренностей, что не произвело должного воздействия на националистов, но не осталось незамеченным в Донбассе.
Донецкий журналист Руслан Мармазов рассказал, как подписание Киевом «формулы Штайнмайера» парадоксальным образом сблизило желание украинских националистов и жителей республик Донбасса.
«Уникальная ситуация. Случилось вдруг так, спасибо герру Штайнмайеру за наше веселое действо, что интересы жителей ДНР и ЛНР (широких масс, имеется в виду) совпали с устремлениями украинских националистов.
Первые меньше всего хотят вернуться в состав Украины, потому как ничего хорошего там для себя не видят. Дивную концепцию «вешать будем потом» никто ведь не отменял. А «формула Штайнмайера» — иллюзорный, на практике только с очень большим трудом представляемый, но все же шаг в этом направлении», — написал он на своей странице в соцсети Facebook.
Руслан Мармазов не верит в реальность угроз националистов устроить Зеленскому по поводу подписания «формулы Штайнмайера» майдан, но отмечает, что напряженности во внутриполитическую ситуацию на Украине это обеспечит.
«Короче говоря, в ДНР и ЛНР сейчас мечтают, чтобы носители СУГС-хромосомы не унимались, «квартальный президент» чтобы струхнул, сдал назад, расстроил «нормандских» фигурантов. Параллельно чтобы все в который уже раз убедились, что Донбасс — не Украина.
А с паршивых националистов хоть импичмента клок», — иронично замечает Мармазов.
А вот донецкая журналистка, бывшая узница секретной тюрьмы СБУ в Мариуполе Елена Блоха обратила внимание на призывы глав республик Донбасса к Владимиру Зеленскому не ограничиваться лишь на подписании «формулы Штайнмайера».
«Это все неспроста… Пока в Киеве нацики требуют отставки Зеленского за «предательство интересов Незалежной», главы ДНР и ЛНР Денис Пушилин и Леонид Пасечник призывают президента Украины не останавливаться на достигнутом и переходить на прямые переговоры с представителями Республик.
Только мне кажется, что они что-то знают и что-то не договаривают», — подчеркивает она.
Уклончивую позицию президента Украины Владимира Зеленского по воплощению в жизнь «формулы Штайнмайера» отмечает российский сенатор Алексей Пушков, который 2 октября в своем Twitter подчеркнул, что, не успев подписать «формулу Штайнмайера», Зеленский уже пытается ее дезавуировать.
«Действуя в духе Порошенко, он хочет принять «новый закон об особом статусе». Но ни Донбасс, ни Россия его не признают.
Любые изменения должны быть согласованы в контактной группе и в «нормандской четверке», — указал Пушков.
То, что опасения жителей Донбасса отнюдь не беспочвенны, напоминает председатель Союза политэмигрантов Лариса Шеслер. Она проводит историческую аналогию с событиями 90-х годов в бывшей Югославии, когда западные лидеры также «гарантировали» соблюдения прав и свобод населения мятежных регионов.
«Не было ни одной договоренности, которую не нарушали бы прозападные политики и политические силы…
И теперь нам предлагают поверить, что «формула Штайнмайера» станет волшебной палочкой, которая сделает незыблемыми обещания Украины по соблюдению прав человека на Донбассе. Многие украинские политики приводят как пример мирного урегулирования внутреннего конфликта ситуацию в Восточной Славонии, которая была сербским анклавом в Хорватии», — написала Шеслер.
Председатель Союза политэмигрантов напоминает, что в результате этого «сверхуспешного» проекта возвращения Восточной Славонии в Хорватию коренное население было фактически лишено всех прав и изгнано со своих земель.
«Вначале были разоружены все военизированные силы сербов. Потом была проведена административная реформа, в результате которой этот анклав был разделен на две части, присоединенные к соседним хорватским областям, в результате сербы перестали быть большинством, далее избирательные права на местных выборах были даны хорватам, уехавшим когда-то из этих регионов, но не были даны сербам, не получившим хорватские паспорта.
Таким образом, у сербов не осталось никаких шансов быть представленными в местных органах самоуправления. О праве сербов назначить Объединенный совет муниципалитетов никто уже даже не вспомнил. А ведь этот пункт был зафиксирован в документе Генеральной Ассамблеи Совета Безопасности ООН», — подчеркивает Шеслер.
Она рассказала, что в итоге сегодня сербы составляют менее 10% населения бывшей Восточной Славонии. А бывший глава Восточной Славонии Горан Хаджич был выдан в Гаагу в 2011 году и умер в 2016 от рака мозга.
«Очень показательный пример успешной реинтеграции мятежного региона», — подытожила Лариса Шеслер.
Свой рецепт противодействия подобному сценарию предлагает бывший командир батальона «Восток», экс-секретарь Совбеза ДНР Александр Ходаковский.
«Мы не будем вторить тем, кто говорит, что это ничего не значит — официальное согласие украинской стороны с «формулой Штайнмайера». И мы не будем множить голоса тех, кто кричит, что это «слив». Мы уже переживали это состояние, когда вокруг нас раздавалось хоровое пение, что все пропало, что нужно уходить, что нас предали и прочее…
Тогда мы просто стояли на своих местах, и если нам не хватило сил рвануть вперёд, то и назад мы не отступили. И это нас спасло. Поэтому лучше не сотрясать зря воздух, а делать своё дело — все равно последнее слово будет за человеком с ружьем», — уверен он.
Учитывая общую тональность пользователей соцсетей, проживающих в Донбассе, можно сделать однозначный вывод, что особой эйфории от согласия Украины подписать «формулу Штайнмайера» они явно не испытывают.
Слишком часто за последние годы мирная риторика Киева и заверения его руководителей о приверженности миру оборачивались для Донбасса лишь новыми обстрелами и обещаниями очередных представителей европейского выбора Украины «вешать потом».