В США до сих пор не рассеялся скандал, разразившийся после телефонного разговора двух президентов перед встречей, когда якобы Трамп продавливал Зеленского на сдачу компрометирующих данных на своего политического противника в обмен на военную помощь США в размере почти $400 млн. Что было в том разговоре мы узнаем, возможно, уже буквально сегодня, когда через несколько часов будет опубликован стенографический отчет о том разговоре. Но ситуация развивается именно в скандальном ключе.
24 сентября Трамп на полях 74-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке заявил, что Вашингтон не осуществлял никакого размена американской военной помощи Украине (Трамп ее своим приказом приостановил, но Конгресс разозлился и заставил его разблокировать это решение). Украина тоже сделала большие глаза и ответила, что ничего подобного не было. Соответствующее заявление сделал министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко. Это дало возможность республиканцу Трампу использовать Зеленского в качестве щита от нападок демократов, как бы записав его в свои «свидетели». Такое предположение сделал эксперт по международным вопросам Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Владимир Воля.
«Трамп опирался на заявление Вадима Пристайко, который сказал, что никакого давления не было. В день прилета Зеленского в Америку появляется заявление Трампа (о возможности обнародования стенограммы телефонных переговоров с Киевом. — Ред.), которое показало, что он записал президента Украины на свою сторону в противостоянии с (демократом, экс-вице-президентом в администрации Барака Обамы — Джозефом) Байденом и другими», — пояснил эксперт-международник.
Лучше раньше, чем позже
Именно американские демократы, а не их противники республиканцы, хотят за 14 месяцев до выборов президента раскрутить коррупционный скандал с участием своего однопартийца и экс-вице-президента США Джозефа Байдена, а также его сына Хантера. Таким видит текущее положение дел в американской политике директор Агентства социальных коммуникаций Сергей Белашко. «Если сейчас прокрутить скандал и не найти для него никаких серьезных документальных подтверждений, он затухнет за год до голосования и не сумеет оказать серьезного влияния на предвыборную кампанию», — пояснил аналитик.
Однако, если будут найдены и обнародованы улики лоббирования Байденом решений по Украине, за которые его сын ежемесячно получал $50 тысяч, все обернется, конечно же, против демократов. Ведь в общей сложности Байден-младший получил свыше $3 млн, будучи членом совета директоров газодобывающей компании «Бурисма», владельцем которой является Николай Злочевский — «мойщик» государственных средств и налоговый уклонист, экс-министр экологии времен Виктора Януковича. Злочевского в своих коррупционных целях использовал и преемник Януковича — Петр Порошенко.
По американским законам Байдены совершили серьезное преступление. «Здесь от Зеленского и его команды зависит, будет ли иметь Дональд Трамп факты коррупции со стороны своего основного конкурента по выборам-2020. Или все пошумят и успокоятся, и дальше Трамп столкнется с серьезным соперником, прошедшим информационную прививку», — подметил Белашко. Если доказать коррупцию Байденов не удастся, обвинения Трампа будут легко парироваться, уверен политолог.
Дилемма Зеленского — власть или деньги?
Но и Зеленский теперь поставлен на шпагат, о котором заговорили и другие эксперты. А именно: американский президент-республиканец требует от него практических шагов по сливу демократов Байденов. Но демократы, как считает Белашко, обеспечили Зеленского значительной частью кадрового ресурса и фактически финансируют его главного идейного союзника — партию «Голос».
«Нашему главе государства придется определяться — он с теми, у кого власть или с теми, у кого деньги? А уйти от этого вопроса не удастся. Либо документы по Байденам передаются в суд и получают официальный статус, либо дело спускается на тормозах», — отметил аналитик.
После выборов-2016, когда Порошенко поддерживал заклятого противника Дональда Трампа — Хиллари Клинтон, от украинских руководителей требуют и будут требовать однозначного определения — и демократы, и республиканцы.
В этом контексте, добавил Белашко, разворачивается борьба украинских силовиков за влияние на высшего руководителя страны. Каждый видит ситуацию по-своему и риски у каждого разные. Так, считает аналитик, в эту игру вступил министр внутренних дел Арсен Аваков и начальник Госбюро расследований Роман Труба, стремительно набирающий политический вес.
Стоит держать в уме ставленников американского посольства в Киеве, когда им ещё командовали демократы, — глав НАБУ и САП Артема Сытника и Назара Холодницкого соответственно.
«Думаю, что и у (экс-главы Генпрокуратуры) Юрия Луценко есть определенные информационные закладочки на черный день, которые он может предъявить. Тот же (нынешний генпрокурор) Руслан Рябошапка… В общем, у каждого из этих всех есть американские контрагенты со своими интересами», — пояснил эксперт.
Важное увязло и стало неважным
Есть ещё один вопрос, о котором позабыли на фоне американской коррупции на Украине. Вопрос достройки «Северного потока-2» и наложения на проект санкций со стороны Штатов. Например, Петр Порошенко не забывал каждый раз в командировках упоминать об опасности российско-европейского газопровода для страны и ее газотранспортной системы.
«Эта тема увязла. А теперь вместо «Северного потока-2» появляется «Турецкий поток», что заработает в конце года. Плюс на следующий год с юга идет в обход газ. Все эти истории с влиянием Вашингтона выглядят не слишком оптимистично для Украины. Это автономная история в треугольнике Россия-Украина-Евросоюз, которая и будет развиваться в этом духе», — сделал вывод эксперт Владимир Воля.
Прием же Зеленского у украинской диаспоры, еврейской общины и американских дельцов — это «ритуальная вещь», полагает руководитель информационно-аналитического центра «Перспектива» Павел Рудяков.
Вряд ли украинский президент будет жёстко продвигать интересы Украины в плане торговли, скорее он подчинится навязанным условиям Вашингтона. Конфликт на Донбассе Америка предпочтет решать в качестве советника. Поэтому вариант «минско-нормандского» формата с вовлечением США и Великобритании, предложенный Зеленским, тоже вряд ли увидит свет.
Сидеть или стоять
Что же до реальных плодов, которые привезет Зеленский из поездки за океан, то для него, как для любого лидера невлиятельной в политическом смысле страны, важно, чтобы они с Трампом пообщались. Показательными будут и двусторонние встречи, которые удастся организовать. «Это важно для репутации страны. Этих встреч много, и у более-менее заметных первых лиц графики перегружены», — сказал директор «Перспективы».
Он добавил, что знаменательными будут интерпретации итогов встречи Трампа и Зеленского по обе стороны океана. Ведь, по утверждению Рудякова, пресс-подхода президентов не будет, «коридорно-кулуарный» формат собрания не предполагает общения с журналистами. Разве что они встанут перед камерами для кадра.
«Интересно, что есть разные протокольные фотографии: когда оба лидера сидят, стоят и пожимают друг другу руку. Или когда Трамп похлопывает коллегу по плечу. А есть вариант, когда он сидит у себя за столом и рядом с ним стоит некто, «допущенный к телу». Это тоже будет говорить о статусе гостя», — считает Сергей Белашко.