В апреле и мае, под шумок президентских выборов, Украина пережила сенсационный рост цен на овощи — и, прежде всего, на обыкновенный репчатый лук, который стоил больше 40 гривен за килограмм — дороже, чем в Великобритании, Франции и Германии. Украинцы невесело шутили, предлагая вкладывать деньги в луковицы, и сравнивая их с криптовалютой, правительство привычно врало про неурожаи, а исполняющая обязанность министра здравоохранения Ульяна Супрун на полном серьезе предложила гражданам отказаться от лука, назвав его «антисоциальным продуктом».
Сегодня таким продуктом стала картошка, которая стремительно дорожает в течение последних недель. Оптовые цены на самый важный продукт в корзине жителей Украины уже достигли 12 гривен за килограмм (31 рубль), ну а в розницу вам отсыпят ее за 13 гривен (33,5 рублей). За год бульба подорожала минимум в три раза — теперь в соцсестях обмениваются шутками на тему «майнинга картофеля», который становится чем-то вроде деликатеса. Хотя даже в голодные девяностые картошка оставалась самым доступным для народа продуктом, за счет которого кормились и выживали целые семьи.
В чем же причины этого парадокса, когда деиндустриализованная страна, которая пыталась позиционировать себя в качестве аграрной сверхдержавы — с легкой руки бывшего посла США в Украине Джеффри Пайетта, который подарил нам эту крылатую фразу — неспособна обеспечить своих сограждан самыми необходимыми продуктами питания за доступную для большинства населения цену?
«Импорт картофеля из России в Украину на данный момент становится невероятно выгодным бизнесом — в России, по нашим данным, его можно купить даже по 8-9 центов США за кг, а в Украине он продаётся ровно в четыре раза дороже! Даже с учётом затрат на реэкспорт через Беларусь и транспорт заработок у импортёра получается очень хорошим, а значит, импорт будет только расти, если цены на картофель будут удерживать на столь высоком уровне», —рассказывает об этом директор по развитию Украинской плодоовощной ассоциации Катерина Зверева.
На самом деле, рост цен на овощи и прочие продукты питания напрямую обусловлены реализации пресловутой концепции «аграрной сверхдержавы» — когда сельское хозяйство страны ориентировано на выращивание высокодоходных экспортных культур, а не на потребности внутреннего потребителя. Изменение структуры аграрного рынка, которое происходит в Украине в последние несколько лет, привело к тому, что посевные площади овощеводства неуклонно сокращаются в пользу рапса, подсолнечника, кукурузы, которые выгодно поставлять на экспорт. Так, площади посадки картофеля сократились за последние годы минимум на 20% — что во многом предопределяет рост цен на овощ на внутреннем рынке.
Правда, наряду с этим в стране устойчиво растут посевные площади зерновых. Но поскольку их также продают в первую очередь за границу, рекордные урожаи зерна не мешают стабильному росту цен на хлеб. Этому также способствует абсолютное бездействие государства, которое не мешает зарабатывать играющим на повышении цен спекулянтам. «В этом году мы вновь стали свидетелями того, как государство утратило контроль над внутренней торговлей», — констатировал директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко, по словам которого в Украине перестали функционировать прогнозирование урожая, подсчет запасов, а правительство полностью отпустило ценообразование на волю рыночной стихии, совершенно не считаясь с покупательной способностью населения.
Однако, это не исчерпывает список проблем аграрного сектора Украины. На кризис сельского хозяйства влияют многие факторы — к примеру, массовый отток рабочей силы, которая направляется на поля в Польше, что приводит к запустению сельскохозяйственных угодий в таких традиционно «картофельных» регионах как Волынь и Полесье. Тем более, что реализации концепции «аграрной сверхдержавы» с неизбежностью ведет к деградации украинского АПК — за исключением сверхприбыльного импортоориентированного сегмента, который контролируют крупные корпорации. А это значит, что Украина больше не сможет обеспечить себя ни борщом, ни салом, втридорога покупая за рубежом самые необходимые продукты для населения.
Проще говоря, сектор животноводства, который в силу технологических особенностей способен генерировать больше рабочих мест, будет и дальше сокращаться, подобно куску шагреневой кожи. Учитывая экономическую ситуацию и особенности законодательства, внешнему и даже внутреннему инвестору выгоднее создавать производственные цепочки в соседней Польше — оставляя в Украине примитивную кормовую базу растениеводства и резервуар рабочей силы, которая, так или иначе, поедет ради выживания в ту же Польшу.
Украинский заробитчанин на польской свиноводческой ферме, которая сбывает продукцию в Украину — это не просто пугающая перспектива, это объективная реальность и практически неизбежное будущее», — исчерпывающе рассказывает об этом украинский эксперт Роман Губриенко.
Подорожание овощей — не случайность, и не следствие сезонных явлений. Они будут дорожать дальше — поскольку причины этого кризиса кроются в уродливой, болезненно зависимой экономической системе страны, которая стремительно деградирует — что особенно заметно в трагическую пятилетку после майдана. Одна проблема влечет за собой другую, создавая настоящий эффект домино. Вслед за падением промышленности с неизбежностью падает сельское хозяйство — и все это больно бьет по интересам простых украинцев, в растерянности изучающих цифры на рыночных ценниках.