Продать фейк
«Чернобыль» достоверен в части бытовых деталей, но современники и ликвидаторы ощутили эффект «зловещей долины», который используют в фильмах ужасов. Короткое ощущение отторжения открыватель эффекта Масахиро Мори назвал «зловещая долина». В сериале «Чернобыль» оно наступает, когда в детальной реконструкции СССР 1986 года современник не видит ни одного плаката «Слава КПСС» на улицах, ни одного портрета Ленина в кабинетах. И это та мелочь, где прячется дьявол.
Социалистическая, плановая экономика, сверхорганизация общества сделали возможным самый крупный и организованный в истории проект континентального масштаба, причем успешный.
Продакт-плейсмент
Самый главный ляп сериала стал его самым известным рекламным образом. Лучше бы этот кадр не снимали вообще, вырезали или спрятали. Но нет — он стал брендом. Это кадр, в котором из разрушенного IV энергоблока валит дым, как из вулкана Везувий. Руки чешутся дорисовать пирокластический поток, сметающий Припять вместе с Майданом.
Они и правда считают, что реакторы РБМК Советы заправляли автомобильными шинами! Но именно этот кадр почему-то обошли вниманием абсолютно все, кто по косточкам разбирал ляпы. И уж тем более никто не заметил, когда именно вышел на экраны сериал «Чернобыль». А премьера прошла с 6 мая по 3 июня 2019 года. Так что 1 июня его мог упомянуть в ходе своего визита прибывший на ЧАЭС министр иностранных дел Франции Ле Дриан. Целью его приезда на Украину была инспекция объекта, о котором в основном говорили в те дни в украинской прессе.
Политический пузырь
Создатели сериала и правда считают, что эффект Вавилова—Черенкова возможен вне зоны атомного реактора, и воздух вокруг разрушенного энергоблока в ночь аварии светился! Физика получила по морде сапогом, а ядерная энергетика — под дых. ЧАЭС на момент строительства была самой мощной в мире. Первые два реактора РБМК были построены всего за семь лет. Арку строили девять лет, открыли 10 июля 2019, но до завершения далеко. Ангар на колесиках не идет ни в какое сравнение с высокотехнологичным сооружением из четырех ядерных реакторов, связанных с инфраструктурой и питавшей целый регион с несколькими миллионами жителей. После аварии даже объект «Укрытие» был возведен всего за полгода.
Но у нас продакт-плейсмент спецобъекта Евросоюза — НБК, нового безопасного конфайнмента. Решение о строительстве принималось в 1997 году на заседании стран «Большой семерки». Потом была девятилетняя пауза, потому что денег никто не дал, хотя Киев по требованию западных партнеров и закрыл станцию. Медленно образовали консорциум доноров и фонд «Укрытие», управляемого Европейским банком реконструкции и развития. Контракт на проектирование и строительство НБК был подписан 10 августа 2007 года. Планировалось, что с 2017 года Украина сама будет платить за обслуживание объекта, однако проект до сих пор получает международное финансирование. То есть территория ЧАЭС и Зоны де-факто под международным контролем.
Погружение в ад
Освещая открытие объекта, СМИ писали, что «Саркофаг» очень опасен. Это совершенно не соответствует реальности. Даже Зона превратилась в естественный природный заповедник, в котором биосфера успешно регенерировалась, живет и здравствует, восстановив популяции почти исчезнувших животных и растений. Опасности не было, и никто не торопился. Лишь к 2012 году были приняты чертежи и техзадание. В 2013-м демонтировали символ станции — трубу весом 330 тонн. Евромайдан, государственный переворот и война не остановили работы. В 2014-м монтировали Арку. В 2016-м ей накрыли «Саркофаг». Потом пуск объекта неоднократно откладывали. Что-то мешало. В релизах написано, что задерживал монтаж «уникального оборудования».
Второй сезон сериала «Чернобыль»
Итак, Арка была построена ЕБРР, территория ЧАЭС и Зоны де-факто стала международным протекторатом. То, что Киев не платит ни копейки и не собирается — свидетельство. Работы над Аркой начались в 2016 году. Именно тогда Киев взял в США кредит в 260 миллионов долларов на строительство в Зоне централизованного хранилища отработанных ядерных отходов, ЦХОЯТ. Объем могильника ядерных отходов намного превосходит потребности Украины. Землеотвод под ЦХОЯТ был одним из первых решений правительства Гройсмана.
Прикрытием этой чудовищной для Украины сделки стало возведение «безопасного конфайнмента», а вишенкой на тортике стал сериал «Чернобыль», который смешал с грязью Чернобыльскую АЭС и провел мысль, что русским варварам играть с атомом, даже мирным, надо запретить навсегда. Беспомощная, понурая фигура Украины, которая не способна заплатить за ядерную безопасность, стала на этой выставке главным экспонатом. Для проницательных состояние «младшего брата» было антирекламой «старшего». Хотя Россия даже после переворота продолжала платить за возведение Арки.
Термоядерная афера
Строительство ядерного могильника стало возможным только благодаря госперевороту. Работы и начались в 2014 году. Учитывая заинтересованность в этом деле США на уровне Госдепартамента, несложно догадаться, чьи именно отходы будут храниться под открытым небом. И вот ответ на вопрос, зачем был нужен такой высококачественный фейк, как сериал «Чернобыль». Он был прикрытием и продакт-плейсментом проекта НБК. Его хозяева — американские компании Bechtel International Systems и Battelle Memorial Institute, под прикрытием зиц-председателя ГСП «Чернобыльская АЭС». Подрядчики французские, консорциум Novarka, компании Vinci Construction Grand Projects и Bouygues Travaux Publics. По слухам, именно о них собираются снимать второй сезон сериала «Чернобыль». То есть первый сезон о том, каким ужасным был СССР. Второй — как прекрасны строители светлого будущего.
Слухи о второй части сериала росли и ширились. Намек был так ясен, что создатели призадумались. И СМИ поспешили сообщить о том, что второго сезона не будет. Потому что продюсер Крейг Мэзин на вопрос, будет ли второй сезон, ответил: «Это неправда». Ему никто не поверил, потому что все только начинается, так что понадобится еще больше продакт-плейсмента. Реальный результат — то, что ЧАЭС, которую до 2014 года можно было запустить и использовать, больше не сможет работать никогда. Она окончательно уничтожена, а история общеевропейского ядерного могильника под открытым небом только начинается.