Эксперты не раз предупреждали, что в случае остановки транзита проблема с газом может стать глобальной, поскольку реверс осуществляется за счет того же российского газа.
НАК «Нафтогаз» рапортует, что усиленно готовится к самому пессимистическому сценарию и ударными темпами закачивает голубое топливо в подземные хранилища. По данным НАК, для беспроблемного прохождения отопительного сезона необходимо закачать около 20 млрд кубометров газа, и сегодня в хранилища уже закачали 15,5 млрд.
Хватит ли запасов газа на зиму, есть ли возможность закупить недостающие объемы и как обстоят дела на Украине с запасами энергетического угля, в интервью изданию Украина.ру рассказал эксперт энергетического рынка Валентин Землянский.
- Валентин, насколько Украина обеспечена газом и хватит ли сделанных запасов, чтобы перезимовать?
— К этой ситуации нельзя подходить с теми категориями, которые были раньше, — хватит или не хватит газа в хранилищах. Ситуация кардинально другая, чем в предыдущие отопительные сезоны. Есть несколько вариантов развития событий, соответственно отсюда и нужно исходить, отвечая на вопрос, хватит или не хватит газа.
По крайней мере, по примеру предыдущих зим, учитывая погодный фактор, этого достаточно. Тем более что НАК собирается закачать в ПХГ 20 миллиардов кубов, и это в принципе с хорошим запасом, с учетом того, что в последние годы упало потребление газа.
Всё хорошо: газа хватает, Украина точно также развлекается закупками по реверсу, по сути закупая тот же самый транзитный газ. Все довольны, все смеются, даже если объем транзита сократится. А сократиться он должен незначительно — только на объем «Турецкого потока», то есть газа, который шел в направлении Турции. И то Турция брала меньше — это было порядка 9 млрд кубометров по украинскому направлению.
Это оптимистичный сценарий.
- Какой пессимистичный сценарий?
— Возникновение кризиса, когда транзит останавливается с 1 января 2020 года. Тогда возникают вопросы, в каком режиме будет функционировать украинская газотранспортная система.
Вопрос даже не в том, достаточно ли газа в подземных хранилищах. Вопрос в том, удастся ли провести точно такой же маневр — разворот ГТС, — как это было сделано в 2009 году. Именно в этом состоит главный момент. А тогда газотранспортная система находилась в гораздо более хорошем техническом состоянии, и газа в хранилищах было больше — порядка 28 миллиардов кубов.
Как минимум такие вещи нужно технически проверять хотя бы в каком-то ограниченном регионе, чтобы посмотреть, как реагирует система на каком-то конкретном участке. Это сделать технически тяжело и практически невозможно, когда у вас все работает в режиме транзита. Поэтому это будет весьма опасный и рискованный эксперимент.
- Некоторые области Украины могут остаться без газа в случае остановки транзита?
— Дело не в этом. Вопрос в том, что систему нужно будет закольцевать, сделать замкнутый цикл. Этого газа может не хватать с точки зрения суточных объемов, для того чтобы не опустошить систему и удерживать ее.
Дефицит, по предварительной оценке технарей, может быть до 50 миллионов кубометров в сутки. Потому что со стороны Словакии мы можем взять 27 миллионов в сутки — и всё, другие транзитные мощности не пройдут. Соответственно нужно будет ограничивать поставки потребителям.
Как правило, в первую очередь ограничивается промышленность, но в любом случае это определенного рода проблемы.
Еще один момент кризисной ситуации. Поскольку система начинает работать сама на себя, возникает вопрос оплаты. ГТС начинает с первого дня генерировать убытки, потому что работа газокомпрессорных станций уже не оплачивается транзитом и должна оплачиваться исключительно за счет потребителей Украины. Это становится достаточно дорого.
Этот план не разработан. Будут опять «креативить» по ходу.
- Как Украина может покрыть дефицит газа в случае пессимистичного сценария?
— Никак. По объективным техническим причинам. Есть три суточных источника наполнения. Это собственная добыча, подземные хранилища и газ, который импортируется.
В случае, когда есть транзит или гарантированные поставки неограниченных объемов по твоим потребностям (а для «Газпрома» не составляет никакого труда резко поднять объемы), тогда этот вопрос на повестке дня не стоит.
Если же нечем восполнить этот дефицит из источника импорта, его просто взять неоткуда. Можно только сокращать собственное потребление, чтобы не остановить систему.
- Может ли в таком случае Украина закупать из Польши американский сжиженный газ?
— Нет. Технически это невозможно — у нас нет трубы. Теоретически мы можем его взять, но открытым остается вопрос даже не цены, а его доставки. У нас нет интерконнектора, который, кстати, благополучно был похоронен тем же НАК «Нафтогаз Украины».
Возникает вопрос, ведь господин Коболев (глава НАК Андрей Коболев. — Ред.) является вроде бы лоббистом поставок американского сжиженного газа. Было подготовлено технико-экономическое обоснование, но дальше этого дело не пошло, оно даже не было утверждено.
Проблема в том, что большая часть трубы проходит по территории Украины, поляки же свой вопрос закрыли. Но есть маленький, приятный для поляков нюанс — их часть финансировалась за счет бюджета ЕС. А наша часть трубы должна была финансироваться из бюджета «Нафтогаза», цена вопроса — 200 млн евро.
Есть еще один сценарий. Так называемый «Грузинский вариант», когда «Газпром» транзитировал газ в Армению через территорию Грузии без контракта явочным порядком. По факту газ шел, дальше они договорились и нашли решение проблемы.
- В наших политических реалиях это возможно?
— Весьма сомнительно. Но опять же давайте не забывать, что Украина подписала Договор энергетической хартии, соответственно она не имеет права препятствовать транзиту энергоносителей в направлении Европы.
- Тем не менее, Европа готовится к худшему сценарию и запасается газом.
— Мы же понимаем, что возможны политические спекуляции, когда транзит может быть остановлен. Это может сделать и Россия, это может сделать и Украина. Все понимают, что политический фактор здесь может сыграть весьма весомую роль, и никто не хочет рисковать.
- Насколько Украине хватит газа в ПХГ, если транзит будет остановлен?
— До конца отопительного сезона Украина может дотянуть. Даже если поднимать порядка 100 миллионов кубов в сутки, а это 3 млрд кубов в месяц, закачанного в ПХГ газа хватит. Тем более что речь идет о двух с небольшим месяцах, поскольку в марте уже потеплеет, не будет угрозы сильных морозов, соответственно потребление газа сократится.
- Отопительный сезон — это не только газ, но и уголь. По последним данным, после введения Россией специальных разрешений на поставки угля на Украину экспорт российского угля в июне 2019 года сократился на 85,3%, или на 750 тыс. т. Что будем делать, если угля не хватит? Из каких источников Украина может еще получать уголь?
По крайней мере, заявлений от оператора и от тепловой генерации, чтобы они говорили о какой-то складывающейся критической ситуации с запасами угля на ТЭЦ, я не видел.
У нас всё, как всегда, — бардак по распорядку, нормативы не выполняются, но, тем не менее, на минимум работы угля хватает. Как будет продолжаться дальше, сказать не может никто. Будет ли заинтересована та же Россия, например, в провоцировании полномасштабного кризиса на Украине или нет? А для того чтобы создать полномасштабный кризис, нужно остановить поставки угля.
А альтернативы российскому углю нет. Из-за океана ты в оперативном режиме не «натягаешь» такие объемы, которые тебе нужны, в лучшем случае балкер привозит объем угля, необходимый на день работы украинских ТЭЦ.
Собственная добыча угля благополучно завалена. Все обещания, даже те, которые давал Насалик (министр энергетики и угольной промышленности Украины Игорь Насалик. — Ред.), как у нас мощно возрастет добыча, не выполнены, концепции не реализованы. Добыча на государственных шахтах продолжает падать. Частные шахты, ахметовский ДТЭК, обеспечивают свои нужды. А антрацит нам взять негде, хоть и потребность в нем сократилась до 3 миллионов тонн.
- Учитывая всё вами сказанное, как Украина пройдет отопительный сезон?
— Резюмировать очень трудно, поскольку в этом уравнении очень много неизвестных. Есть очень высокие риски прохождения отопительного сезона с точки зрения ресурсных запасов. Это позиция номер один.
Еще один момент, который прекрасно иллюстрирует происходящее сейчас в Одессе. НАК «Нафтогаз» завел свою старую любимую песню — начинает требовать с местных советов оплату долгов предприятий коммунальной энергетики. Одесса — это первый пробный шар, дальше будет больше, потому что у НАКа в прошлом году получилось.
В прошлом году старт тому дал Киев, когда из бюджета вынимали деньги на покрытие долгов перед «Нафтогазом», затем это пошло по всем регионам, и самым строптивым, типа Смелы, попросту отключали газ и лишали тепла.
И еще очень важный момент. Вместо того чтобы на повестке дня стояли вопросы модернизации инфраструктуры, обеспечения надежности газопоставок (что под весьма большим вопросом с учетом плачевного финансового состояния облгазов в связи с непересмотренными тарифами, износом оборудования, проблемами с энергоэффективностью), мы занимаемся вопросами банального обеспечения вообще страны для прохождения отопительного сезона. А уже технические моменты, которые будут касаться непосредственно потребителя, в этой ситуации отходят на второй план, что, естественно, ведет к дальнейшей деградации всей системы.
Качество предоставляемых услуг, их бесперебойность, отсутствие аварийных ситуаций — более важный момент, потому что не только наличие ресурса, но и работоспособность системы является определяющей для прохождения отопительного сезона.