Представители департамента информации и печати МИД РФ сообщили изданию «Известия», что задолженность Украины, переставшей выплачивать взносы в 2014 году, перед Содружеством Независимых Государств (СНГ) превышает 300 млн рублей. Решение о погашении долга Киева пока не принято.
Отказ украинской стороны выполнять свои обязательства ограничивает ресурсы Содружества и увеличивает финансовую нагрузку на другие страны, прежде всего Россию, на долю которой приходится около 75% выплат.
Статус Украины в СНГ
В апреле 2018 года Пётр Порошенко, будучи президентом Украины, обратился к правительству с предложением совместно разработать механизмы по прекращению членства в СНГ и закрытия представительства Украины при организации в Минске.
Тогда член комитета Верховной Рады по иностранным делам Тарас Чорновил отметил, что после майдана основная масса представительских функций была возложена на украинских дипломатов в Минске, Москве и Санкт-Петербурге, поэтому де-факто представительство страны при СНГ уже сведено к нулю. Представителя Украины Анатолия Дроня в исполкоме СНГ Порошенко отозвал в 2014 году. В настоящее время в посольстве Украины в Белоруссии выделен отдельный дипломат, который отвечает за контакты с исполкомом СНГ.
При этом необходимо иметь ввиду особенности участия Украины в работе СНГ. Она стояла у истоков учреждения содружества, участвовала в разработке договора о зоне свободной торговли (от 11 октября 2011 года) и стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года, а также подписала больше 200 международных договоров и 500 решений, принятых в рамках организации. При этом Украина де-юре не имеет статуса члена СНГ, так как не ратифицировала устав Содружества, а при ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года — основного учредительного документа — Верховная Рада сделала оговорку, что не признаёт международной правосубъектности объединения.
«Так как де-юре Украина является участником наших проектов, власти страны могут принять решение об участии во всех заседаниях Совета, в том числе высшего — Совета глав государств. Кстати, Украина не выходила из отраслевых советов, так что двери открыты. Они в любой момент могут принять участие в любом заседании отраслевого совета», — отмечает заместитель председателя Исполкома — исполнительного секретаря СНГ Агыбай Смагулов.
Украине, как и остальным участникам организации, всегда направляют приглашения на все заседания, а также материалы по итогам их проведения. Украинские власти уже проинформированы о том, что 11 октября 2019 года в Ашхабаде состоится Совет глав государств. Киев отвечает отказом и даже просит не ставить флаг на мероприятие, однако руководство СНГ следует протоколу — сине-жёлтое полотно и табличка с названием страны за круглым столом всегда стоят на своих местах.
Уходя уходи
Выход государства из состава СНГ происходит в соответствии с Венской конвенцией о правилах заключения международных договоров — прекращение работы в организации может состояться в любое время с согласия всех остальных участников по консультации с ними или через 12 месяцев после официального письменного уведомления.
Хотя Порошенко во всеуслышание неоднократно заявлял о необходимости выхода из СНГ, обвиняя Россию в якобы нарушении своих обязательств, а МИД Украины говорил, что СНГ не является для неё политической площадкой и не способствует продвижению её интересов, Киев до сих пор не направлял Исполкому СНГ уведомление о выходе из содружества.
Более того, Порошенко в апреле 2018-го распорядился расторгнуть многосторонние договора с членами СНГ, но не все — те, которые прагматически необходимы стране, необходимо сохранить, в частности, договор о признании дипломов, признании трудоустройства, договор про транзит. Киеву выгодно сохранить для населения возможности уезжать на заработки в Россию. В таком случае украинские власти не только получают крупную статью дохода в бюджет, но и не тратят деньги на социальное обеспечение этой группы граждан на период их работы за рубежом.
В 2017 году представители Украины участвовали в работе пяти органов отраслевого сотрудничества: консультативный совет по защите прав потребителей, координационное транспортное совещание, межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации, межправительственный совет по сотрудничеству в области ветеринарии и совет по железнодорожному транспорту. В 2018-м украинские специалисты присутствовали на заседаниях совета по железнодорожному транспорту и межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации.
Сохранение ограниченного участия в работе СНГ для Украины намного выгоднее, чем выход из его состава, прежде всего в экономическом плане. Если в Европу украинские производители поставляют в основном сырьё, полуфабрикаты, продукты питания в пределах установленных квот, то на рынки Содружества, наоборот, продукцию с высокой добавленной стоимостью: станки, оборудование, реакторы, котлы.
В случае полного развода с СНГ Украине придется заключать двусторонние договора с каждым из его членов.
Первые потери Киев уже понёс. В связи с вступлением в силу экономической части Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС Россия с 1 января 2016 года приостановила действие договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины, поскольку государство-член автоматически лишается преференций по торговле с партнёрами по Содружеству, если заключает аналогичный договор с третьими странами. По оценке председателя политсовета «Оппозиционной платформы — За жизнь» Виктора Медведчука, Украина недосчиталась около 20 миллиардов экспортной выручки, с 2013 по 2018 год объём ВВП сократился на 29%, объём экспорта — на 25%; стоимость мясо-молочной продукции, овощей, хлебобулочных изделий выросла на 300-400%; размер прожиточного минимума и минимальной пенсии сократился более чем в два раза.
А по словам заместителя начальника отдела стратегии экономразвития Департамента экономического сотрудничества Исполкома СНГ Андрея Кушниренко, несмотря на все разговоры, Украина не собирается выходить из договора о зоне свободной торговли СНГ, а, наоборот, подчёркивает, что является стороной этого договора.
Таким образом, если в политическом плане СНГ не имеет такого важного влияния, как другие интеграционные структуры, например Евросоюз, но получают реальные экономические выгоды от его существования страны, ранее входившие в СССР и имевшие налаженные производственные цепочки. Украина всеми силами стремится стать частью западного мира, но ни законодательная база, ни структура экономики, ни стандарты сертификации к этому не готовы. Зато торговля с соседними странами даже после "Евромайдана" продолжается. В этой ситуации поступление денег в украинский бюджет гораздо важнее политических деклараций.