Предстоящую поездку Владимира Зеленского прокомментировал Константин Елисеев, который в администрации предыдущего президента Украины отвечал за внешнеполитическое направление: «Визит в Турцию — одного из ключевых стратегических партнёров Украины — уместное решение президента. Следует установить доверительный личный контакт с другом государства — Эрдоганом. Углубление отношений с Анкарой — весомый фактор экономического развития, усиления войск и потенциала по вопросам безопасности, поддержки по Крыму».
Візит до Туреччини — одного з ключових стратег партнерів України — доречне рішення президента. Слід встановити довірл особист контакт з другом держави — Ердоганом. Поглибл відносин з Анкарою — вагомий фактор економрозвитку, посилення військ і безпек потенціалу, підтримки по Криму
— Kostiantyn Yelisieiev (@k_yelisieiev) 5 августа 2019 г.
Украинское агентство QHA media, специализирующееся на новостях о Турции и крымских татарах, написало, что ключевыми темами переговоров президента Украины Владимира Зеленского в Турции станут культурные отношения, сотрудничество диаспор, дипломатия, безопасность, инфраструктурные проблемы и оборонная промышленность. В частности, речь пойдёт о продолжении сотрудничества ВМС Украины и Турции в сфере создания беспилотных летательных аппаратов, ракетных комплексов, самолетов и другой техники.
Что связывает Украину и Турцию?
«Турция всегда воспринимала Украину как важного партнёра, поскольку они географически близки, экономическое сотрудничество всегда было интенсивным. В связи с этим, думаю, поговорить президентам будет о чём», — сказал в интервью изданию Украина.ру тюрколог Евгений Бахревский.
Киев и Анкара на протяжении нескольких лет ведут переговоры о создании зоны свободной торговли. Кроме того, Турция разработала проект создания на Украине логистического хаба. По итогам 2018 года Турция заняла четвёртое место в списке внешнеторговых партнёров Украины — Киев поставил на турецкий рынок товаров на сумму $2,4 млрд. К слову, на первой строчке по-прежнему Россия.
Бахревский отметил, что совместных политических проектов между Киевом и Анкарой никогда не было.
Активное сближение Киева и Анкары началось после атаки на бомбардировщик ВКС РФ над территорией Сирии в ноябре 2015 года. Тогда Украина оказалась практически единственной страной, разделяющей позицию Турции, даже партнёры по НАТО не высказали слов солидарности Реджепу Тайипу Эрдогану. Однако летом 2016 года турецкий лидер направил президенту РФ Владимиру Путину письмо с извинениями за инцидент с Су-24. Москва и Анкара перешли к нормализации двусторонних отношений, в том числе возобновили реализацию проекта «Турецкий поток», несмотря на недовольство Киева. Более того, в июле 2019-го начались поставки российских зенитно-ракетных комплексов С-400 в Турцию.
Крымско-татарский фактор двусторонних отношений
В Турции Зеленский намерен встретиться с представителями украинской и крымско-татарской общин.
По словам Бахревского, украинская община достаточно большая, потому что многие люди последние лет 20 уезжали с Украины в Турцию на работу, часть из них осталась там на постоянное место жительства и создала семьи. Что касается крымских татар, то они составляют большую общину в Турции — это потомки иммигрантов ещё XVIII-XIX веков, количество которых точно неизвестно, но исчислялось шестизначными цифрами — кто-то говорит, до 5 млн.
«Турция всегда проявляла внимание к крымско-татарскому вопросу. Последнее время в крымско-татарской общине Турции ведётся идейно-политическая работа. В Турции есть достаточно крупные крымско-татарские объединения, большинство из них находится в хороших отношениях с Чубаровым и компанией, они регулярно проводят различные мероприятия, съезды крымско-татарского народа, в том числе всемирные», — сказал Бахревский.
Во время визита Зеленского будут сопровождать один из лидеров запрещённого в РФ Меджлиса крымско-татарского народа Мустафа Джемилев и Рустем Умеров, прошедший в Верховную Раду IX созыва по спискам партии «Голос».
По словам Бахревского, для Турции Джемилев — это не просто фигура политического деятеля, а признанный ещё в 1980-е годы национальный герой. В его честь названы улицы, ему установлены памятники ещё с тех пор, когда он сидел в лагерях Советского Союза.
«Деятельность Джемилева того времени такая антисоветская, диссидентская, но было понятно, на что направлена — на возвращение крымских татар из мест ссылки на историческую родину. С тех пор он официальный герой турецкого народа, потому что они не делят турок и крымских татар, не считают их разными народами, а говорят, что это один народ — крымские турки. Сейчас даже символическое значение фигуры Джемилева не поменялось, поэтому все турецкие лидеры, включая Эрдогана, считают за честь пожать ему руку, несмотря на его современную деятельность, которая может им либо нравиться, либо не нравиться. В сознании турецкой общественности это великий человек», — заявил Бахревский.
Реджеп Тайип Эрдоган — жёсткий руководитель, друзей в политике у него нет. Он действует, исходя из национальных интересов своей страны: президент Турции строит с Москвой «Турецкий поток», закупает С-400 вопреки критике НАТО и уже задумывается о поставках С-500, но при этом регулярно подчёркивает, что Анкара не признаёт российский статус Крыма, тем самым посылая сигнал Киеву, что на турецких партнёров всегда можно рассчитывать.
Владимир Зеленский сразу после победы на выборах объявил, что одного президентского срока для него достаточно, поэтому коренным образом менять внешнеполитический курс Украины вряд ли будет, да и в отношении Турции это не требуется — между странами налажено экономическое сотрудничество, Анкара разделяет позицию Киева по Крыму.