23 июля Государственная Дума РФ утвердила Константина Затулина на пост специального представителя Госдумы РФ по вопросам миграции и гражданства. На пресс-конференции, состоявшейся в четверг, 25 июля, в МИА «Россия сегодня», Затулин рассказал о том, какие задачи он ставит перед собой в этом новом качестве.
Он отметил, что такая должность впервые появляется в Государственной Думе, хотя идея вызревала давно — «параллельно с работой по этому направлению в Государственной Думе». Полномочия спецпредставителя пока не определены, в регламенте Госдумы нет соответствующей статьи, но уже в сентябре на утверждение Госдумы будут внесены статьи регламента, которые будут описывать полномочия и функции спецпредставителя по вопросам миграции и гражданства.
«Лично я вижу свою работу в следующем. Конечно, я вижу её в том, чтобы ускорить законотворческий процесс, ускорить согласование или, может быть, заново провести согласование тех законопроектов, которые по каким-то причинам сегодня не воспринимаются исполнительной властью», — рассказал Затулин, добавив, что он считает необходимым сосредоточиться прежде всего на вопросе репатриации соотечественников.
«У нас вообще слово «репатриация», довольно широко распространённое в мире, не употребляется в законодательстве. Я считаю необходимым его прописать…» — заявил политик. По его словам, законопроекты о репатриации уже готовятся и впоследствии их вынесут на общественное обсуждение.
Понятно, что достаточно много внимания Затулин уделил украинской проблематике. Говоря о политике поощрения переселения в Россию, депутат отметил, что действующая Программа переселения соотечественников имеет недостатки: эта программа недостаточно стимулирует, она не является на самом деле репатриационной, а фактически — повод для оргнабора по специальностям, «набор тех специалистов, которые нужны данному региону».
«А если, скажем, вы являетесь хоть в десятой степени соотечественником, но при этом не являетесь тем, кого этот регион хотел бы сейчас трудоустроить, то тогда вам и не дадут возможности в эту программу вступить в этом регионе. Вот эта проблема этой программы существует», — рассказал Затулин. По его словам, по этой причине, в частности, не были достигнуты запланированные цифры переселения по 300 тысяч соотечественников в год (всего за время действия этой программы с 2006 по 2019 гг. переселились 800 тысяч человек).
«Моя точка зрения такая, что, конечно, прежде всего должны быть у людей возможности переселиться. Эти возможности мы должны им предоставить. Если говорить о государственной политике поощрения, то она должна проводиться прежде всего в отношении тех стран, где русские и русскоязычные не могут реализоваться, где они оказываются людьми второго сорта, где их притесняют… И такие страны есть, в том числе и на постсоветском пространстве, мы это видим. Вот, например, Украина сейчас является страной, которая пошла по этому пути с 2014 года. А на самом деле и раньше уже проявляла такие намерения», — сказал политик.
Переселяться в РФ гражданам Украины мешают многочисленные бюрократические рогатки. С 2014 года в связи с госпереворотом и началом гражданской войны начался настоящий исход из Украины, и эту проблему, по словам Затулина, российское государство до сих пор удовлетворительно не решило. С 2014 года с Украину в Россию переехали 2,5 миллиона человек, но половина из них не имеет вообще никакого статуса, эти люди обязаны через 90 дней выезжать на 90 дней куда-то… а куда им выезжать, зачем? Но предложения убрать эту норму пока понимания не встретили. В результате поток переселенцев с Украины «развернулся в другую сторону — в Польшу, в Западную Европу, и так далее», сообщил депутат.
По словам Затулина, он настаивает на том, чтобы была признана необходимость миграционной амнистии для переселенцев с Украины (хотя всем понятно, что президент Украины с такой просьбой к президенту РФ не обратится).
Между тем, отметил спецпредставитель, в России очень сложная демографическая ситуация. Естественная убыль населения, которая ранее перекрывалась миграционным притоком, прежде всего с Украины (в связи с событиями 2014 года), теперь уже мигрантами не перекрывается.
«Это всё диктует необходимость резкого поворота, снятия всех этих шлюзов, открытия этих всех дверей. К сожалению, правоохранительные органы, прежде всего МВД, с трудом воспринимают эту логику, с трудом идут навстречу в этих вопросах», — подчеркнул Затулин.
Депутат добавил, что он выступает за то, чтобы у соотечественников также была возможность в упрощённом порядке получить российское гражданство, не переезжая в Россию (не все хотят сейчас это делать, не все имеют возможность) и без необходимости отказа от гражданства той страны, где они пребывают. Это даст им возможность сохранять тесные связи с Россией, и, вполне возможно, они примут решение о переезде позже, или же такое решение примут их дети, сказал Затулин, напомнив, что такой порядок уже был предложен в отношении республик Донбасса.
Обсудили и вопросы, связанные с переселением в РФ жителей других бывших советских республик. Например, каждый пятый гражданин Киргизии живёт в настоящее время в России. Возможно, для них проблема будет решена и другим способом. По словам Затулина, неминуемо придётся вводить общее гражданство Евразийского экономического союза.
«Нам, если мы серьёзно относимся к Евразийскому союзу, не миновать, так же, как и Европейскому союзу, учреждения гражданства Евразийского экономического союза… Чтобы наряду с гражданством России у меня был также ещё и статус гражданина Евразийского экономического союза. Второе гражданство. Второе гражданство Евразийского союза. Если мы намерены его развивать, а не играемся в этот Евразийский союз, то мы обязаны прийти к общему гражданству Евразийского союза», — сказал Затулин, отметив, что он собирается сосредоточиться на этой теме наряду с темой закона о репатриации соотечественников, и намерен бороться за это в Госдуме.