Отсюда проистекает необходимость создания коалиции с иными партнёрами по Верховной Раде, сопутствующие торги и компромиссы. Однако уже в ночь после выборов стало ясно, что «Слуга народа» набирает в мажоритарных округах в два и даже в три раза больше депутатов, нежели предполагалось. На данный момент партия имеет 122 штыка по спискам и порядка 130 по мажоритарным округам. Получив уверенное большинство, Зеленский и его команда могут единолично приступить к распределению должностей, хотя еще делаются попытки вовлечь в коалицию «Голос» Вакарчука, но это скорее дань политической вежливости и пожеланиям посольства США.
Одним из регионов, где «Слуга народа» нанёс сильнейшее поражение местным элитам, стал Харьков. Большая команда действующих народных депутатов, большинство из которых довольно давно окучивали свои округа, а кроме того, их публично поддержал мэр Геннадий Кернес, почти поголовно проиграли малоизвестным персонажам, единственным достоинством которых был логотип «Зе» в предвыборной агитации. Исключение составили лишь пока побеждающий с крохотным отрывом Александр Фельдман (хозяин Барабашовского рынка и многолетний депутат от западной окраины города) да нардеп от «Оппозиционного блока» Дмитрий Шенцев в Харьковской области (г. Чугуев с прилегающими районами). Все остальные 12 депутатских мандатов от региона получили новые «слуги народа».
Как представляется, причин поражения сразу несколько. Во-первых, уродливый раскол между «Оппоблоком» и «Оппоплатформой». Вылив друг на друга тонны помоев, оппозиционеры (среди которых политики-харьковчане играли важную роль) до крайности ослабили друг друга, дезориентировали свой электорат и сами подарили «команде Зе» роль третьего смеющегося. Так бездарно и базарно профукать свой шанс — воистину надо постараться.
Следовательно, в понимании избирателей назрела необходимость замены политических игроков, что вылилось в сознательное или бессознательное голосование харьковчан против заигравшихся элитариев. Показательна в этом отношении победа Дмитрия Шенцева, который не только работал в своём округе как депутат-мажоритарщик, но и последовательно выступал с резкой критикой майданной власти. Другие депутаты-мажоритарщики в заботах о своём бизнесе вели себя куда более сдержанно, что не осталось незамеченным их избирателями. Короткий период оппозиционной активности после свержения Порошенко в зачёт не пошёл.
Иные известные оппозиционные политики, которые не шли по мажоритарке, вроде Евгения Мураева или Михаила Добкина, попали под санкции Москвы из-за участия в проекте Рината Ахметова, направленного на отъем голосов у Бойко-Медведчука, что также не осталось незамеченным и не добавило очков их политической силе, которая вначале так мощно заявила о себе (особенно после объединения с «партией мэров» Кернеса-Труханова). Если аналогичные удручающие результаты будут показаны и по другим регионам, господину Ахметову (коль скоро он не хочет окончательно потерять влияние в Раде) придётся создавать парламентскую группу фактически с нуля, скорее всего, срочно докупая различных самовыдвиженцев.
Унизительное поражение целой группы своих протеже косвенно заденет и Геннадия Кернеса. Ценя хозяйственные способности своего мэра, харьковчане отнюдь не спешат разделять его политические пристрастия. И если поддержка господина Порошенко на президентских выборах для Геннадия Адольфовича носила формальный и временный характер, что горожане в целом понимали, то разгромное поражение авторитетного в прошлом парламенте депутата Александра Грановского весьма показательно. Господина Грановского харьковский мэр раскручивал и рекламировал много месяцев подряд — лишь для того, чтобы он проиграл блогеру Александру Куницкому с позорным счётом 16% против 47%.
Судя по многим признакам, надвигаются внеочередные выборы местной власти, на которые Геннадий Адольфович планирует идти. Урок полностью провальной для него парламентской кампании должен быть усвоен: горожане имеют особое мнение по многим вопросам и, наверное, навязывать им одиозных персонажей вроде господина Грановского — значит вредить самому себе и делу, которому отдал последние 15 лет своей жизни. Да и вопросы приведения майданщины в надлежащие берега должны возникать не только накануне выборов.
Теперь, собственно, о выборе харьковчан. Чем он обусловлен, мы уже обсудили, но все же и он порою вызывает откровенное изумление. Похоже, мода на «Зе» доходит до того, что некоторые готовы голосовать за кого угодно. Лично мне удивительно, как можно было предпочесть юную активистку Евромайдана Марию Мезенцеву, из биографии которой явствует, что она танцует и «любит черешню» (я не шучу), академику Владимиру Семиноженко (раз уж действующий нардеп Писаренко горожан не устраивает). Впрочем, как говорится, поживём — увидим.
Страну захватила очередная волна перемен, и осуждать людей за их желание нельзя. А новым депутатам лишь можно пожелать побыстрее пройти процесс адаптации к парламентским реалиям и действовать все-таки не в интересах собственного кошелька, но города — который, надеюсь, все они любят.