Гречка: откуда пришел и что значит для украинской культуры самый популярный кандидат - 14.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Гречка: откуда пришел и что значит для украинской культуры самый популярный кандидат

Читать в
Гречка давно прописалась в украинской политике. Голосовать «не за гречку» призывают разные кандидаты. И они же ее раздают в агитационных продуктовых наборах. Однако данная культура и без этого очень важна для украинской истории

В одном из украинских предвыборных роликов отрицательный герой подкупает избирателей.

«Этот прием стар, как мир. Не знаю почему, но до сих пор работает. Гречка, макароны, календарик. Действительно, есть что-то особенное в этом социальном пакете», — рассказывает он.

Украинский борщ
Чей борщ? Украинцы задумали через ЮНЕСКО присвоить старинное русское блюдоПосле боев за «правильное» написание на английском языке названия Киева украинская общественность переключилась на другую проблему. На этот раз в прицеле ее внимания оказался борщ, который украинцы считают исключительно своим национальным блюдом

В другом ролике этой же политсилы кандидат перед собравшимися избирателями материализует гору гречки.

Да и в других партиях вспоминают об этой сельскохозяйственной культуре, призывая избирателей не голосовать за гречку. При этом сами политики частенько раздают ее в продуктовых наборах. Благодаря этому гречка оказалась среди прочих экспонатов выставки «Избирательный трэш», которую открыли в Национальном историческом музее Украины в Киеве.

А между тем гречка играет важную роль в истории и культуре украинцев.

Привет из Византии и презрение казаков

Гречка попала на земли современной Украины в VII веке. Завезли эту культуру византийские монахи. Собственно, благодаря им она и получила свое название, когда ее начали выращивать на монастырских землях. Современные археологи находят подтверждение тому, что гречку полюбили еще древние русичи.

«Археологические исследования засвидетельствовали высокий уровень хозяйственного развития городища в VIII-XIII веках: тут знали пашенное земледелие, выращивали просо, горох, пшеницу, лён, позднее также ячмень, гречку, мак, овёс», — пишет о Донецком городище, что под Харьковом, местный краевед и историк Дмитрий Бадаев.

икона с изображением Николая Чудотворца и городе Переяславе-Хмельницком, Киевской области, в музее под открытым небом
Святой Николай: «Самый первый москаль» и любимец украинцев«Взрослым - пиво, а детям - сладкое», - именно такой лозунг могли бы использовать украинцы в древности к празднику святого Николая

Монгольское нашествие на Русь не только не смогло покончить с гречкой, но и подарило нам еще одну легенду о появлении этой агрокультуры на русских землях. В ней рассказывается о несчастной княжне Крупеничке, не существовавшей в реальности. Девушка отказалась идти замуж за монгольского хана, и, разозлившись, тот отправил пленницу трудиться на поля. Как-то мимо нее проходила богомолица и пожалела девушку, превратив ее в гречишное семя. Придя на русские земли, бросила богомолица зерно, оно проросло в куст, семена которого ветер разнес по 77 полям. В другой версии легенды в зерна превратились дети пленницы и хана, все же добившегося своего.

Как бы то ни было, но монгольское нашествие гречка пережила и утвердилась как одна из излюбленных сельскохозяйственных культур украинцев.

Это нашло отражение даже в презрительном названии запорожскими казаками украинских крестьян — «гречкосеи». Кстати, сейчас это слово вошло в обиход современных украинских националистов. Так они называют обывателей, которым чужд радикализм и желание войны.

«Среди украинцев есть хохлы, малороссы, гречкосеи, и есть украинцы, казаки», — писал под записью лидера «Свободы» Олега Тягныбока один из комментаторов в 2009 году.

Но почему казаки так свысока относились к своим соотечественникам, сеявшим гречку? Ведь сами запорожцы в большинстве своем и были из крестьян, очень часто — беглых. Дело в том, что на Запорожскую Сечь под страхом смерти нельзя было приводить женщин. Поэтому, по одной из версий, желавшие жениться казаки оседали близ Сечи, засевая свои поля гречихой, которая к тому же прекрасный медонос. Таких их собратья и называли «гречкосеями».

По другой версии, любвеобильные казаки наведывались к селянкам, а чтобы избежать конфликтов для себя и проблем для девушек, встречи назначали в густых зарослях гречихи. Кстати, отсюда пошел украинский эвфемизм для супружеской измены: «Стрибати у гречку» — «Прыгать в гречку».

Но украинским крестьянам было плевать на чьи-либо предрассудки. Гречиха для них оставалась одной из любимейших культур.

Посулами и гречкой. Чем и как украинские политики скупают голоса избирателей. ФоторепортажДосрочные выборы на Украине состоятся почти через две недели. Выборы и подготовка к ним – горячее время как для кандидатов в депутаты, так и для гражданских наблюдателей. Первые хотят с помощью неофициального подкупа заручиться поддержкой электората. А вторые, поддерживаемые деньгами из-за рубежа, оповещают народ, кто, где, кому и сколько

Народная культура

В вышедшей в 1907 году в Харькове книге этнографа Петра Иванова «Жизнь и поверья крестьян Купянского уезда Харьковской губернии» среди прочего описывается небылица, которую один из крестьян Слобожанщины рассказывал односельчанам.

«А в раю речка сметаны течет, над нею деревья растут, а них все гречневые вареники — и здоровые! Под теми деревьями люди лежат, и все в белых сорочках, а чоботы добрым дегтем намазаны, аж течет! Вот как только какой есть захочет, сейчас рот распахнет, а вареник с дерева да и в сметану, а тогда ему прямо в рот» — описывал крестьянин рай.

И это все в той же Харьковщине, где за тысячу лет до этого уже сеяли гречиху (вспомним Донецкое городище)! Спустя столетия после появления гречка и изделия из нее прочно вошли в народный фольклор: небылицы, песни, колядки.

Наверняка все советские дети помнят мультфильм «Волшебник Ох» по мотивам украинской народной сказки. Одна из исполненных в нем песен — популярная в народе «Гоп, мої гречаники».

Вообще изделия из гречневой муки были одними из самых любимых у украинцев.

«Сюда же (к жидким кушаниям. — Ред.) относятся: «кулиш», «крупник» (жидкая кашица из пшена на сале или молоке), известное кушанье чумаков «полева» (навар потрохов барана с гречневой и пшеничной мукой на сале), «зубци» и «путря» (из варенаго ячменя). Из гречневаго теста готовится также «тетеря» и «соломаха». Весьма любимое блюдо составляют «галушки» — куски пшеничнаго, гречневаго или ржаного теста; их едят или с салом и олием, или в квасу. Кроме галушек пользуются не меньшей любовью «вареники» (резанное тесто с салом), «затирка» из пшеничной муки с яйцами, «пизи» (шарики из гречневаго теста) и «вареники» с сыром, маком, капустой и т. п.<…>.Из печений кроме хлеба пекут «паляницы», «калинник « (с ягодами), «книши», «перепичку», «пампушки», пироги, «коржи», «бублики», а из гречневой муки еще «гречаники», «млинци» (блины), «ставбци» (в особых формочках — кухликах)», — описывают в седьмом томе труда «Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей», который называется «Малороссия» предпочтения простых людей два члена Императорской Санкт-Петербургской академии наук: этнографы Владимир Ламанский и Петр Семенов.

Эта книга была издана в 1903 году. Через три года один из ее авторов получит приставку к своей фамилии — Тян-Шанский.

Гречку не стеснялись просить даже у Бога. Украинский этнограф Олекса Воропай в своей работе «Обычаи нашего народа» передает записанную со слов крестьянина с Киевщины Свирида Галушки колядку.

«Ой, дай, Боже, ще й трохи гречки,
Трохи гречки — на варенички», — просит персонаж колядки — бедная вдова.

Именно блинчики из гречневой муки вместе с пирогами с мясом ставили на праздничный стол на Щедрый вечер в Поднепровье, указывает Воропай.

В другой части современной Украины — Гуцульщине — так поздравляли с Новым годом.

«Сійся, родися, всяка пашниця: жито, пшениця,
Ячмінь, овес, гречка, горох, сочевиця».

Понятно и без перевода.

Автор украинского гимна — этнограф, историк и исследователь Павел Чубинский, живший в XIX веке, в одной из своих работ рассказывает, что в Переяславщине на Рождество развозили по домам снопы из гречихи, обмолоченные в Рождественский пост.

Да и на Масленицу украинцы тоже ели блины из гречневой муки, как бы ни пытались отрицать это современные переписыватели истории на Украине.

Масленица на ВДНХ
«За Сталина, за солнце, за Ярило!». На Украине пытаются распрощаться с «москальской» МасленицейПоследняя неделя перед Великим постом традиционно у украинцев и русских зовется Масленицей. Среди прочего эта неделя знаменует окончание зимы и начало весны. На современной Украине от Масленицы решили избавиться, заменив ее Колодием, а блины и вовсе назвали «москальской выдумкой»

Этнограф Воропай приводит еще один интересный обычай, правда, не зимний, а весенний.

«На Пасху каждый крестьянин старался хотя бы несколько раз дернуть за веревку и ударить в колокол, ведь это по народному поверью приносило счастья, в частности… родила гречка», — пишет этнограф.

В частности, такой обычай был распространен в Острожском уезде на Волыни, где каждый крестьянин после разговения спешил на колокольню, чтобы обеспечить себе таким образом хороший урожай гречки.

В общем, гречка — один из неразрывно связанных с Украиной продуктов. Правда, нынешние времена подчас вносят коррективы и в рацион, и в лексикон украинцев. Так, украинцы не раз уже переживали подорожание гречки, на время переводившее ту же гречневую кашу из рациона простого народа в рацион богачей. Да и «гречкосеями» на Украине теперь все чаще называют не мирных крестьян или обывателей-пацифистов, а политиков, «засевающих гречкой» избирательные округа в надежде купить народную любовь и попасть в депутатское кресло.

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала