В результате предприниматели и государственный бюджет Украины несут существенные убытки. Об этом в начале июля от имени экспедиторских компаний на Одесской таможне заявила представитель ООО «Макотрейдинг», компании, предоставляющей таможенно-брокерские и экспедиторские услуги.
Битва за большие деньги
«Макотрейдинг» обвиняет таможенников в участии в конкурентных войнах и коррупционных схемах. Предприниматели заявляют, что их заставляют платить взятки, хотя никаких нарушений в таможенном оформлении товаров таможенники не проявляют и создают искусственные препятствия в работе в пользу монополиста.
Как заявила представитель совета директоров группы компаний «Твоя Логистика» Виктория Пикшрене, каждый 10-й контейнер, который выезжает из одесской таможни, подлежит отбору образцов, полной разгрузке товара из контейнера на склад и обратно. Команды, кого именно «кошмарить» с целью получить финансовое вознаграждение от экспедитора за ускорение оформления, поступают рядовым инспекторам от руководства таможни в телефонном режиме.
Экспедиторские компании считают, что за схемами на Одесской таможне стоят две группы должностных лиц. Одна из них — Александр Домнич, и.о. директора Департамента организации противодействия таможенным правонарушениям и международного взаимодействия, вместе со своими коллегами Сергеем Недоренко и Олегом Павлишиным. Они начали операцию «Бастион», которая является поводом для выгрузки еще большего количества контейнеров.
«Схема очень проста: искусственно создать проблему для бизнеса, а затем требовать заплатить за ее решение. Если же "вознаграждение" не платится, контейнеры сознательно задерживаются, товар выгружается на рампу, портится и разворовывается», — рассказывала Пикшрене.
Вторую группировку, по словам Виктории Пикшрене, возглавляет одесский бизнесмен, который пролоббировал назначение своего партнера по бизнесу на должность начальника Одесской таможни — Владимира Передерия. Здесь искусственные проблемы создаются для всех контейнеров с тканями.
Эта схема была легализована специальным письмом, которое вводит процедуру, которой нет ни на одной таможне ни одной страны мира: повторно выгружать из контейнеров фактически на землю и описывать все отдельные рулоны ткани, брать образцы из каждого куска товара и направлять на обследование в лабораторию. Из-за этого повреждается товар, который теряет товарный вид, и становится невозможным его реализация по полной стоимости.
Таким образом, легальный украинский бизнес устраняют с рынка в пользу монополиста, который уже контролирует 90-95% этого рынка.
Продолжение последовало
Спустя неделю после первого заявления о коррупции на Одесской таможне компания «Макотрейдинг» совместно с другими экспедиторами и брокерами создала общественную инициативу «Таможенный пульс», чтобы бороться со злоупотреблениями в таможенных органах и защиты прав «белого» бизнеса.
По ее словам, необходимость в создании такой группы возникла в связи с тем, что существующие сегодня сервисы ГФС по работе с клиентами не предоставляют свои услуги на должном уровне. В частности, речь идет об автоматизированной системе анализа и управления рисками при осуществлении таможенного контроля (АСАУР) и таможенном сервисе «Пульс».
Конкурентная грызня
Во время первой пресс-конференции Виктория Пикшрене признала, что ее экспедиторская фирма входит в группу компаний, инвестором которой является Орест Фирманюк.
Ореста Фирманюка украинские СМИ называют одним из крупнейших контрабандистов страны. Он специализируется на импорте товаров хозяйственной группы и тканей. Отмечается, что он работает с помощью фальшивых документов на товар, занижения таможенной стоимости, замены более дорогих товаров более дешевыми и так далее. «Макотрейдинг» — одна из компаний Ореста Фирманюка, которая в зоне деятельности Одесской таможни предоставляет таможенно-брокерские и экспедиторские услуги.
Как сообщили в Одесской таможне, за период 2018-го и 6 месяцев 2019 года таможней составлены 43 протокола о нарушении таможенных правил (НТП) в отношении компаний, которым ООО «Макотрейдинг» оказывало таможенно-брокерские и экспедиторские услуги. В частности, в 2018 году было составлено 32 протокола о НТП, стоимость предметов правонарушения превысила 14,6 млн грн (35,34 млн руб.).
В текущем году недоборы таможенных платежей по 11 протоколам о НТП составляют более полумиллиона, а сумма наложенных штрафов — почти 1,6 млн грн (3,87 млн руб.). Часть протоколов о нарушении таможенных правил составлена по результатам ответов таможенных органов других государств, полученных таможней в рамках проверки подлинности документов, предоставленных для таможенного оформления.
Как заявил таможенный орган, ООО «Макотрейдинг» проводит кампанию по дискредитации в СМИ, пытаясь давить на руководство таможни, чтобы получить незаконные преференции при оформлении товаров. В то же время реальный белый бизнес отмечает положительные сдвиги в работе Одесской таможни. Такое мнение высказали представители крупных плательщиков таможенных пошлин во время рабочей встречи с руководством Одесской таможни ГФС, которая состоялась 24 июня 2019 года.
Вместо тотального контроля за грузами, который создавал препятствия для бизнеса, таможня перешла к качественной аналитической работе, что привело к существенному уменьшению количества форм контроля. Например, в I полугодии 2019 года количество досмотров от общего количества товарных партий составило всего 4%, соответственно взвешиваний — 15% и сканирований — 1%.
Действительно, в многочисленных публикациях в интернете Фирманюка называют «контрабандистом», «модным брокером» и «одесским решалой». В прошлом году его имя прозвучало в расследовании программы «Слидство.Инфо» о схемах на Одесской таможне.
Тогда местные активисты жаловались журналистам на то, что якобы на таможне у Фирманюка персональные тарифы, грузы растаможивают по заниженной цене, а правоохранители не спешат с расследованиями.
Жирует СБУ
Таможня и контрабанда всегда были самым денежным сектором теневой экономики в Одесской области. Чтобы таможенники оформляли и пропускали товары контрабандным путем, используются различные схемы.
Одна из самых распространенных — подмена товара, или изменение его спецификации, когда под видом дешевых резиновых тапочек завозят, например, итальянскую мебель. А также искусственное занижение таможенной стоимости, уменьшение веса товара. Кроме того, может применяться фальшивый транзит, когда груз оформляется как транзитный и якобы идущий за границу, а на деле либо остается на Украине, либо вновь туда попадает через серые зоны.
Как правило, все попытки системно бороться с контрабандой оказываются безуспешными, ведь её «крышуют» непосредственно сами сотрудники СБУ, высшее руководство которой являлось бенефициаром теневых схем.
По словам источника издания «Страна.uа» в СБУ, одесская таможня, порт и практически все основные одесские предприниматели, которые занимаются экспортом-импортом товаров широкого потребления, находятся под тотальным контролем управления «К» одесского СБУ.
«Весь отдел получает вторую зарплату у предпринимателей, в десятки раз большую чем оклад сотрудника Службы. Для "галочки" опера из этого отдела иногда задерживают инспекторов таможни на мелких взятках, от 200 до 500 долларов. Так как на таможне берут взятки все подряд, то заморачиваться оперативной разработкой и документированием взяточников там особо не нужно — ткни пальцем в первого инспектора ГФС, и попадешь во взяточника. Но попадает под раздачу только "мелочь", те инспектора, которые не задействованы в схемах, которые контролируют эти "К-шники". Таким образом, и отчетность в порядке», — утверждает бывший оперативник СБУ.
Поборами обложено до 90% импорта. Стандартные ставки при "обилечивании" серых схем растаможки и ввоза импорта в Одессе — от 1 гривны до $1 доллара за килограмм груза. Ставки колеблются в зависимости от дороговизны товара и быстроты реализации.
Дороже всего стоит контрабанда медикаментов из Индии — за короб препаратов-генериков, известных лекарств из Индии, на таможне берут от 10 до 20 долларов. Чуть дешевле стоит ввезти груз элитного алкоголя из-за рубежа. Счет на килограммы/доллары начинается с обуви, одежды, тканей, детских игрушек и метизов.
Давно известно, что в Одессе действует несколько крупнейших кланов контрабандистов и несколько десятков чуть менее крупных. Промышленный одесский рынок «Седьмой километр» торгует исключительно контрабандными товарами, но это лишь верхушка айсберга — товары, ввезенные через одесскую таможню по серым и черным схемам, заполонили все украинские прилавки.
Таможня, которую мы потеряли
По мнению экс-главы Государственной таможенной службы Украины Анатолия Макаренко, высказанному в интервью одному из украинских изданий, государство, отдавая таможню под контроль силовых структур, само множит коррупционные вертикали: «За последние пять лет Украина таможню потеряла, и сегодня эта служба как государственный институт отсутствует».
«К сожалению, бывшая президентская вертикаль создала ситуацию, когда теневыми потоками начал управлять так называемый офис. Была создана целая индустрия контрабандная с занижением таможенной стоимости, подменой товаров, предоставлением недостоверных данных", — отметил Макаренко.
9 июля новый президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о противодействии контрабанде и коррупции во время таможенного оформления товаров. Вероятнее всего, Зеленского ознакомили с цифрами, подтверждающими фантастическую коррупцию на украинской таможне. По самым скромным подсчетам, мимо бюджета идет почти 200 млрд грн (484 млрд руб.) в год, а это фантастическая сумма.
Зеленского не могло не возмутить, что в результате коррупции на Украине жируют таможня, СБУ, местные власти.
Но просто перетряхнуть кадровую обойму таможенников и тем самым решить проблему не получится — наскоком сложившуюся систему не возьмешь. Система работает таким образом, что автоматически коррумпирует любого, кто туда заходит.
Нужно применять механизмы контроля, которые бы уничтожали коррупционные институты, а не менять людей, которые перераспределяют финансовые потоки в пользу новых «смотрящих» и тех, кто за ними стоит.