Почему Запад не примет предложения Зеленского по «нормандскому формату». Мнения экспертов - 13.07.2022 Украина.ру
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Запад не примет предложения Зеленского по «нормандскому формату». Мнения экспертов

© AP / Efrem Lukatsky
Читать в
ДзенTelegram
В пятницу, 12 июля, как сообщила пресс-служба правительства ФРГ, в Париже состоится встреча советников глав государств и правительств «нормандской четверки» (Россия, Украина, Франция и Германия), которая обсудит ситуацию на Востоке Украины. Скорее всего, в числе прочих будет рассматриваться и предложение Зеленского о расширении этого формата

Президент Украины Владимир Зеленский предложил добавить участников в Минские переговоры по урегулированию конфликта в Донбассе, пригласив туда президента США Дональда Трампа и уходящую с поста премьер-министра Великобритании Терезу Мэй. Издание Украина. ру решило выяснить, что думают об этом украинские эксперты.

Ревность взыграла

Тема войны и мира остается основным фактором социальной жизни Украины. Эксплуатируя этот больной вопрос, можно формировать общественное мнение, разоблачать конкурентов, контролировать экономические потоки, влиять на олигархов и быть в фокусе международного внимания.

Однако в этом контексте президент Владимир Зеленский ощущает давление со стороны сразу двух политических соперников. Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник видит ситуацию следующим образом: «Телемост Украина—Россия — это начало налаживания отношений между командой Зеленского и РФ. Срыв мероприятия (а также ноту протеста главы МИДа Павла Климкина касательно возвращения России в ПАСЕ) Зеленский оценивает как вмешательство в его попытку возглавить тему войны и мира (возвращение в «Минск» переговорщиков Леонида Кучмы и Романа Безсмертного, разведение войск в Станице Луганской)».

Встреча контактной группы по Украине в Минске
Минские соглашения. СправкаМинские соглашения были согласованы на саммите в Минске 11-12 февраля 2015 года руководителями Германии, Франции, Украины и России, и подписанные контактной группой, состоящей из представителей Украины, России, ОБСЕ и «отдельных районов Донецкой и Луганской областей».

К подобным вмешательствам, добавил он, президент относится очень ревниво, вот и отреагировал он на них инстинктивно и эмоционально.

Миссия невыполнима

Вторая причина такой реакции — досрочные выборы в Раду 21 июля. Президент пытается балансировать между электоратом Западной и Восточной Украины и сохранить неопределенность для того, чтобы собрать максимальное количество голосов.

«Я думаю, мы ещё увидим такие реакции. А о настоящем Зеленском мы узнаем потом», — предвещает аналитик.

Впрочем, эмоциональный призыв Зеленского вряд ли реализуем. Привлечение к переговорам Трампа и Мэй неизбежно размоет формат коммуникации, сделав его не вполне ясным — не "минским" и не "нормандским". Непонятно, какую выгоду видит в этом сам Зеленский, но ни США, ни Великобритании включаться в переговорный процесс по Донбассу не выгодно совсем. Вашингтон и так влияет на Украину, но при этом ни за что не отвечает. Брать на себя ответственность за окончание войны на Донбассе ему нет никакого смысла. Именно поэтому американцы неоднократно заявляли, что "нормандский формат" им неинтересен.

Кроме того, французы и немцы выступают гарантами выполнения «Минска», тогда как Россия и США являются посредниками в переговорах. В этой роли выступают спецпредставитель по Украине, американец Курт Волкер и помощник президента РФ Владислав Сурков. Основными же действующими лицами переговорного процесса по-прежнему остаются Киев, непризнанные республики ЛНР и ДНР и ОБСЕ.

Курт Волкер
Волкер: Украина должна сыграть роль лидера в «нормандском формате»Специальный представитель Госдепа США по вопросам Украины Курт Волкер считает, что Украина должна сыграть роль лидера в «нормандском формате», передает «Голос Америки»

Участие Великобритании в процессе выглядит странным на фоне Брэкзита, ухода Терезы Мэй и натянутых отношений Объединенного Королевства с Германией, Францией и Россией. А отсутствие приглашения в группу условно нейтральных стран вроде Китая еще раз показывает разбалансированность процесса.

Крым и Макрон

Владимир Путин не будет ради крымской проблематики приезжать в Минск. Для него эта тема, как известно, закрыта раз и навсегда. И когда Зеленский обращается к российскому коллеге, он знает, что Москва не пойдет на такой «белорусский формат».

«Президент, как и его команда в Офисе, понимает всю нереалистичность такого предложения», — говорит политолог Алексей Якубин.

При этом, добавил он, Владимир Зеленский уходит от темы прямых переговоров с Россией, говоря, что согласен говорить только при посредниках. А между тем у участников Нормандского формата инициатива вызывает одно непонимание. Ведь президент Франции Эммануэль Макрон изъявляет желание стать главным в этом процессе, когда немецкий канцлер Ангела Меркель практически уходит. Для него самореализация в "нормандском формате" станет большим плюсом. Ему категорически невыгодно появление Дональда Трампа и Терезы Мэй.

Переговоры лидеров России, Германии, Франции и Украины в Минске
Путин: Мы договорились с Меркель о сохранении «Нормандского формата»Президент РФ Владимир Путин 29 июня на пресс-конференции по итогам саммита G20 в Осаке заявил о том, что по итогам переговоров с канцлером Германии Ангелой Меркель была достигнута договоренность о сохранении «Нормандского формата» для урегулировании конфликта в Донбассе

«Но это была попытка отказаться от тех моделей переговоров, которые или достались в наследство от Порошенко, или Зеленскому навязываются новые альтернативы другими политическими игроками», — добавляет к сказанному Руслан Бортник.

Руслан Бортник: кто онПолитолог, директор «Украинского института анализа и менеджмента политики»

Нет желания встревать в авантюру

Однако подобные пустопорожние заявления главы государства не проходят даром. Когда бессмысленность этого сценария станет для всех очевидна, международное сообщество будет подтрунивать над Владимиром Зеленским. А это новый урон для всей Украины.

Возможно, мог бы сработать Будапештский вариант — в переговорах участвуют постоянные члены Совбеза ООН — но для этого нужно, чтобы все  остальные члены Совета были заинтересованы в таком варианте.

«Такой формат напоминает всем, что участники Будапештского меморандума не выполнили взятые на себя обязательства перед Украиной после ее ядерного разоружения. Но они сегодня не демонстрируют желания вновь вовлекаться в украинские дела», — заметил Бортник.

Не воображать, а работать

В любом случае, реальные переговоры начнутся после парламентских выборов и формирования правительства (сентябрь-октябрь). Эксперты в целом приветствуют решение Зеленского вернуть в Трехстороннюю контактную группу Минска Кучму и Безсмертного. Сомнения в их профессионализме нет, правда, есть вопросы насчет их способности договориться. «Минский» и «нормандский» форматы останутся прежними, а за рамки резолюции Совбеза ООН выйти практически невозможно.

Ввиду этого Киеву, чтобы приблизить мир, нужно не лелеять несбыточные мечты о создании новой переговорной площадки, а заниматься принятием законов по выполнению Минских соглашений. Европа же, во-первых, будет принуждать к принятию этих документов, а во-вторых, сокращать финпомощь Украине — отменять экономическую и транспортную блокаду Крыма и Донбасса, а также начинать информационное и экономическое сотрудничество с проживающими на этих территориях украинцами.

 

 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала