- Константин, глава партии «Слуга народа» Дмитрий Разумков заявил, что решение суда о пережеребьевке партий, чтобы определить их номера в бюллетене на выборах, может сорвать сами выборы. По словам Разумкова, перепечатка бюллетеней — «это одна из технологий, которая может быть использована», потому что придётся выделять не предусмотренные в бюджете деньги и т. д. Насколько реален, на ваш взгляд, такой сценарий срыва или переноса выборов?
— Этот сценарий вполне реален. Есть определенный цикл, зафиксированный в законодательстве: за конкретное время до дня выборов необходимо завершить регистрацию кандидатов, провести жеребьевку, создать комиссии и так далее. Сбой одного из элементов цикла ведёт к системному сбою кампании. Жеребьевка состоялась, у партии Саакашвили не было претензий относительно полученного позже номера. Зачем была комедия с пережеребьевкой — да ещё и в нарушение закона?
Заинтересованных сторон — две. Первая — команда Петра Порошенко, которая действует по принципу «чем хуже, тем лучше» и готова сорвать выборы, понимая, насколько низкие результаты «Европейская солидарность» продемонстрирует на парламентских выборах.
Вторая сторона — «Оппозиционная платформа — За жизнь», которая не может смириться с первым местом в списке, полученным их конкурентами из «Оппозиционного блока».
Интересы Медведчука и Порошенко, которые являются хорошими приятелями на протяжении последних двадцати с лишним лет, снова совпали.
- Как вы считаете, в «Слуге народа» беспокоятся только о внеплановых расходах из бюджета? Или позиция в бюллетене — одна из технологий выборов? Например, в 2002 году на парламентских выборах коммунисты потеряли часть голосов, когда на первом месте в бюллетене стояла КПУ (объединенная). Тогда люди видели слова «Коммунистическая партия» — и ставили крестик. Тогда технология сработала — КПУ(о) набрала 1,39% голосов. Сейчас на первом месте — «Оппозиционный блок», который пытается отбирать голоса у «Оппозиционной платформы» — главного оппонента «Слуги народа». Сработает ли технология сейчас?
— Я не думаю, что это технология. Это скорее удар по репутации власти, которая не смогла должным образом организовать кампанию. Ведь если выборы будут сорваны, это станет прецедентом. В Украине за 28 лет независимости срыва выборов ещё не было.
Что касается «Оппозиционного блока» и «попыток отобрать голоса» — знаете, я чуть глубже осведомлён в процессах, которые происходили накануне старта кампании. Был реальный шанс объединения двух сил, и сорваны они были именно из-за интриг представителей «Оппозиционной платформы — За жизнь» и из-за попыток вести двойную, а то и тройную игру.
Так что не стоит сетовать на то, что кто-то у кого-то отнимает голоса.
- Какие еще «грязные» методы ведения предвыборной кампании вы замечаете сегодня?
— «Грязные» методы сосредоточены преимущественно в мажоритарных округах: голословные обвинения кандидатов в тех или иных грехах, шумные кампании по дискредитации политиков.
В Харькове Александра Грановского попытались обвинить в наличии у него венгерского гражданства — причём обвинитель, как оказалось, сам гражданин Израиля. Во многих регионах кандидатов пытаются привязать к России или команде Януковича. Одним словом, кто во что горазд.
- Сегодня спикер Рады Парубий заявил президенту Зеленскому, что он больше не имеет права ветировать закон о временных следственных комиссиях, в котором содержатся положения о процедуре его импичмента. Парубий говорит, что если Зеленский ветирует документ — это будет нарушение закона. Насколько юридически подкреплены заявления спикера? Или Парубий просто атакует Зеленского перед выборами для пиара?
— Есть процедура: если президент ветирует закон, а Рада преодолевает вето (для этого надо 300 голосов депутатов), повторное вето не может быть наложено. Но есть нюанс: статья 94 Конституции предвидит, что президент может ветировать закон на протяжении 15 дней с момента его принятия. Зеленский затянул с вето, а в Конституции предвидится прямой императив, и формально Парубий абсолютно прав. Юристам в окружении Зеленского стоит быть более динамичными и более расторопными.