- Петр, российская делегация возвратилась в ПАСЕ, Путин встречается с Трампом в Осаке и, судя по всему, переговоры между двумя президентами можно назвать успешными. Свидетельствуют ли эти факты об улучшении отношений России с Западом? Это — прорыв или всего лишь намек на смягчение отношений?
— О восстановлении отношений между Россией и Западом и, прежде всего, с США, говорить пока рано, конечно. А уж тем более о прорыве. Но состоявшаяся встреча лидеров двух наших стран в Осаке показала, что все отдают себе отчет о масштабе своей ответственности за мировую безопасность.
Мы начинаем слышать и слушать друг друга, и это уже значительный шаг на пути дальнейшего налаживания отношений.
Что же касается возвращения России в ПАСЕ, то это результат многолетней и непростой работы нашей дипломатии. Плюс, безусловно, вклад членов украинской делегации в то, чтобы европейцы начали ставить их слова под сомнение. Украина 5 лет играла роль избалованного ребенка, хватающегося за Европу, как за подол няни: ему дарили дорогие подарки, выполняли все его прихоти, снисходительно слушали всё его лепетание и кляузы. Но время шло, а ребенок не взрослел и продолжал хулиганить.
Настало время выслушать Россию, как старшего брата этого малыша, чтобы вместе придумать, как жить дальше.
— Насколько в нынешней ситуации в отношения России и Запада интегрирована Украина? Насколько фактор Украины важен в системе отношений России с Европой и США?
- Могу смело отметить, что такого внимания к этой стране и ее проблемам, как это было, например, в 2014-м или 2015-м годах, уже нет. Насколько мне известно, сегодня на встрече Путина с Трампом вопрос об Украине поднимался — наравне с обсуждением Ирана, Сирии. Это одна из проблемных точек на карте мира.
У России, США и Европы много других, более актуальных тем: налаживание торгово-экономических отношений, борьба с терроризмом, вопросы безопасности и кибербезопасности, экология. И где-то на 10-м месте — Украина.
Правда, пока не отступает от своих позиций госпожа Мэй, настойчиво повторяя одни и те же клише. Но это уже не важно.
- Какое впечатление у вас осталось от «разговоров» в стенах ПАСЕ с участником ваших ток-шоу на Первом канале Алексее Гончаренко? Как вы думаете, его выходки — это убежденность русофоба или маска политика, пытающегося заработать на этом очки в предвыборной кампании, которая идет сейчас на Украине?
— Мне кажется, он обиделся на то, что я назвал его Лёшей, памятуя наше давнишнее знакомство. То, что последовало дальше, вы знаете. Подобное поведение, конечно, никоим образом не вписывается в формат общения на таких солидных международных мероприятиях.
Но так у них принято в Верховной Раде, такого стереотипа поведения они придерживаются везде, шокируя окружающих. Не думаю, что причина ситуационная и связана с предстоящими выборами. Это всего лишь вопрос воспитания.
— Почему Слуцкого не избрали вице-президентом ПАСЕ? Есть ли что-то антироссийское в этом решении?
— В этом нет никакой трагедии, за час до этого мы уже одержали главную победу того дня. А избрать вице-спикера Ассамблеи от ПАСЕ мы сможем на любой из ближайших сессий.
— Почему Госдума решила отправить в ПАСЕ на следующую сессию восьмерых своих депутатов, избранных от Севастополя и Крыма? В курсе ли этого руководство ПАСЕ? Пустят ли наших депутатов в Страсбург, ведь многие находятся под санкциями, а также на сами заседания ПАСЕ? Что предпримет Россия, если ее «крымскую» делегацию не пустят в ПАСЕ?
- Сразу хочу поправить — не решила, но мы, конечно, не исключаем такой возможности, потому что Крым — это такая же часть России, как Ростов-на- Дону или Волгоград, к примеру. Так что это будет вполне логично. Другое дело, как это будет воспринято. Понятно, что восторгов у многих это не вызовет. Но рано или поздно всё наладится, я уверен.
- В чем для России важность ее пребывания в ПАСЕ? Что это нам дает?
— А в чем важность наличия в суде адвоката? Нашу страну 5 лет поливали грязью, обвиняли во всех смертных грехах, но никто не мог заступиться за нее, озвучить свою версию происходящего, донести правду. Вот для этого мы возвращаемся в ПАСЕ — чтобы развенчивать мифы и разрушать стереотипы.