Попытаемся оценить, что же такого духоподъемного наделал Владимир Александрович за первый месяц.
1. Восстановил полноценную работу Трехсторонней контактной группы (ТКГ) в Минске
С одной стороны, да, чистая правда. В состав ТКГ был возвращен Леонид Кучма, сразу сделавший ряд резонансных заявлений, в частности, о прекращении огня и блокады Донбасса.
С другой — сам Владимир Зеленский сделал всё, чтобы сделать работу ТКГ бесплодной, — тут и усиление перестрелок, и участие в «дне освобождения Мариуполя от российских оккупантов», и жёсткие заявления о «российской агрессии».
Такое впечатление, что президент мечется между своими избирателями, требующими мира любой ценой, и чужими избирателями, требующими войны до победного конца.
2. Убедил западных партнеров в неизменности курса на евроинтеграцию
Западные партнеры, думается, в безальтернативности этого курса и не сомневались. Их лучше было бы убедить в адекватности нового руководства страны. Президент Украины, который поправляет Макрона и спорит с Меркель, выглядит кем угодно, только не человеком, который проводит курс на евроинтеграцию.
3. Получил от западных лидеров поддержку позиции Украины в вопросе освобождения пленных и санкционного давления на Россию
Вопрос освобождения пленных — дело в первую очередь украинской стороны. Единственный политик, который до сих пор с этим справлялся, — Виктор Медведчук. Но именно его Зеленский решил отстранить от переговоров. После этого таки да — надо обращаться к западным лидерам.
Относительно санкционного давления стоило бы присмотреться к происходящему в ПАСЕ. Там, кажется, не очень в курсе относительно полученных гарантий.
4. Договорился о восстановлении «нормандского формата» переговоров
Договариваться о восстановлении «нормандского формата» надо с Россией.
5. Дал чётко понять, что переговоров с сепаратистами не будет
Пункт 4 можно смело вычёркивать — переговоры в «нормандском формате» на основе Минских соглашений (а других, увы, нет) предполагают именно готовность Украины договариваться с так называемыми "сепаратистами".
6. Подал в Раду 16 законопроектов, обещанных в период предвыборной кампании
Можно было и не подавать — Рада блокирует любые инициативы президента. Рада, конечно, плохая, но и сам президент в инаугурационной речи исключил возможность сотрудничества с ней.
Кстати, остается ещё вопрос о качестве поданных законопроектов. Кажется, юридическая часть команды Зеленского хромает.
7. Внёс в Раду законопроект об импичменте
См. пункт 6.
8. Внёс в Раду закон о наказании чиновников за незаконное обогащение, предусматривающий конфискацию неправомерно нажитого имущества
См. пункт 6.
9. По запросу общества распустил Раду и начал процесс перезагрузки системы власти
Чистая правда, но вероятность нормального сотрудничества с нынешним составом Рады исчезающе мала, так что с ней так или иначе нужно было бы что-то делать.
К тому же с перезагрузкой уже как-то не сложилось — выборы будут проходить по старой системе.
10. Начал перезапуск судебной реформы
Если судебная реформа оказалась неудачной, ее сначала надо переосмыслить и понять, что сделано не так. «Перезапуск» — это повторный прыжок на те же самые грабли.
11. Подал в Раду законопроект об отмене формулы «Роттердам+» и ее превращение в «Роттердам-»
Это хорошо. Однако: а) хотелось бы понять, какая именно схема придет на смену «Роттердаму» и не взрыдают ли избиратели еще обильнее; б) см. пункт 6.
12. Презентовал западным инвесторам стратегию восстановления Донбасса, начиная с деоккупированных территорий
Это хорошо, но немного смущает отсутствие деоккупированных территорий. Где восстанавливать-то собираетесь? А наличие «оккупированных территорий» в голове Зеленского ставит под вопрос принципиальную возможность восстановления территориальной целостности, потому что в «Минске-2» никаких «оккупированных территорий» нет.
13. Развеял мифы о дефолте
Неплохо было бы еще развеять угрозу дефолта. Это немного сложнее, как представляется.
14. Привлёк большой бизнес к решению значимых социальных проблем (закупка скорых для больниц, приобретение жилья для семей пленных моряков) без обоюдных обещаний и обязательств со стороны власти
Хорошо. Ждем практического подтверждения. Игорь Коломойский, кажется, о планах Зеленского не знает (правда, Зеленский этого и не отрицал). Или, если и знает, шутливо предполагает ограничить свое участие покраской киосков.
15. Заставил Кабмин погасить задолженность по зарплате перед шахтерами
Видимо, не до конца. В день публикации отчета началась забастовка в Угледаре.
16. Отменил школьную форму
Решительная победа. Кстати, где именно у нас сохранилась школьная форма и что она из себя представляет?
17. Отменил драконовские штрафы за нарушения в работе с наличными, которыми обложили предпринимателей с 1995 года
Это, конечно, позитив. Но, с другой стороны, а что делать с собираемостью налогов?
18. Окончательно урегулировал вопрос использования проблесковых маячков, которые теперь разрешены узкому кругу машин, а не депутатским или министерским лимузинам
Ну, допустим, это, конечно, достижение. Условно говоря, вместо 500 машин будет ездить с маячками 300.
19. Открыл улицу Банковую для людей
Хорошо, конечно. Можно на «Дом с химерами» посмотреть. Но некритично, учитывая пожизненную перекрытость Институтской.
Кстати, люди беспокоятся, как бы не перекрыли Европейскую площадь. А её будут перекрывать, потому что любой протест перед АП окажется именно там.
20. Установил новую форму обращения к президенту — по имени
Вежливые люди все же обращаются по имени-отчеству. К тому же в список достижений в интересах народа, это вряд ли стоило вставлять, не монтируется.
P.S.: В общем, тут нет ни одного пункта, который можно было бы безоговорочно записать в плюс президенту (кроме проблесковых маячков и школьной формы, которые вряд ли можно отнести к существенным), хотя очевидно, что работа кипит. Общий вывод, однако, скорее в минус президенту — власть поменялась по форме, а не по сути. Реформы идут в ту же самую сторону, войну прекращать никто не собирается…
P.P.S.: То, что отчет выглядит забавно, следствие карнавализации всей украинской политики в целом. Просто на смену клоунам-любителям пришел комик-профессионал. В какой-то степени это безусловный прогресс. Но тогда шутки могли бы быть и смешнее.