SQ выяснял, означает ли данный акт утрату томоса, и если нет, то у кого теперь томос.
Краткая хронология событий
15 декабря 2018 года в Киеве состоялся объединительный собор Украинской православной церкви Киевского патриархата и Украинской автокефальной православной церкви. Обе религиозные организации не признаются каноническими православными церквями. (Признанная канонической Украинская православная церковь в соборе участия не принимала.)
В результате была создана новая религиозная организация — Православная церковь Украины.
Главой ПЦУ был избран митрополит Епифаний.
6 января 2019 года ПЦУ признала одна из канонических православных церквей — Константинопольская. В связи с этим был издан соответствующий документ — томос, — в котором признавалась автокефалия (самостоятельность) ПЦУ, однако ПЦУ не наделялась одним из главных прав — варить миро, по ряду вопросам обязывалась согласовывать свои действия с Константинопольским патриархатом и передать КПЦ все иностранные приходы.
Кроме КПЦ, ни одна их канонических православных церквей до сего момента не признала ПЦУ.
11 июня 2019 года патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата заявил, что не был знаком с содержанием томоса до его обнародования, и считает, что томос ограничивает права украинской церкви, а поэтому готов к восстановлению Киевского патриархата.
20 июня 2019 года состоялось восстановление УПЦ КП.
Что решили на собрании УПЦ КП?
Собрание священников, приглашенных Филаретом, приняло ряд решений.
- Поместный собор УПЦ КП, состоявшийся накануне создания объединенной церкви, был назван собранием подписей архиереев и мирян, а его решение об условной ликвидации УПЦ КП признано недействительным.
- Было заявлено, что Украинская православная церковь Киевского патриархата имеет государственную регистрацию и продолжает свою деятельность.
Реакция руководства ПЦУ
Пресс-служба ПЦУ прокомментировала собрание религиозных деятелей, принявших решение о возобновлении деятельности УПЦ КП:
«Никаких последствий — ни юридических, ни канонических — для ПЦУ собрание, которое состоялось по личной воли Филарета, не имеет. Это не раскол, а просто выделение небольшой части от ПЦУ в новую структуру, которая присвоила название УПЦ КП, но не является ею и быть не может. Это собрание не поставит под сомнение действительность томоса или полномочия ПЦУ. Единственным следствием этого действа является то, что Филарет не будет иметь никаких полномочий в ПЦУ».
Так будут ли последствия?
Следует предположить, что заявление ПЦУ имеет более политический, нежели юридический характер. Религиозные общины самостоятельно решают, в какой религиозной организации им пребывать. А это означает, что часть общин могут перейти от ПЦУ обратно в УПЦ КП. (К тому же не следует исключать и силовые варианты решения вопросов о том, какой церкви будут принадлежать те или иные храмы, так как в стране уже накоплен достаточно богатый подобный опыт.)
Последствия могут быть и для Константинопольского патриархата, который, согласно томосу, должен получить в управление заграничные приходы УПЦ КП. Эти приходы также могут изъявить желание остаться в УПЦ КП.
С точки же зрения государственных законов обе религиозные организации легитимны, как и десятки иных, имеющих государственную регистрацию.
У кого теперь томос?
Решения, принятые сторонниками УПЦ КП, буквально будут означать следующее: недавно созданная ПЦУ разделяется на две самостоятельные религиозные организации — собственно ПЦУ и существовавшую ранее УПЦ КП.
Томос об автокефалии остается однозначно за ПЦУ, так как восстановившая свою деятельность УПЦ КП на него не претендует.