Информация об этом содержится в документе, который глава ГБР Роман Труба направил своему подчиненному — и. о. руководителя Первого управления организации досудебных расследований Олегу Корецкому, копию которого «Вести» получили от своего источника в Генпрокуратуре. Из документа следует, что Корецкий руководит следствием по трем делам против Петра Порошенко. Одно из них касается телеканала «Прямой».
ГБР подозревает, что покупка «Прямого» связана с легализацией доходов, полученных преступным путем. «Вести» уже публиковали сведения об этом, полученные от источника в АРМА (Агентстве по управлению конфискованными активами).
Из текста документа, адресованного Корецкому, следует, что глава ГБР считает целесообразным наложить арест на банковские счета, материальные и нематериальные активы «Прямого», а также получить доступ ко всем документам канала. Отдельно он предлагает установить и допросить всех лиц, которые причастны к осуществлению сделки по покупке этого медиаактива.
То, что сказанное — правда — подтверждается рядом косвенных фактов. Так, как сообщали «Вести», нардеп Тарас Козак — владелец каналов NewsOne и «112» — намеревался купить «Прямой». Однако в последний момент Козак от сделки отказался, не объяснив причин. Не исключено, что покупатель попросту узнал, что «Прямой» — это проблемный актив.
Также 20 июня стало известно, что номинального владельца «Прямого» — Владимира Макеенко — вызывают на допрос в ГБР, как и самого Порошенко. А именно допрос участников сделки (Макеенко являлся таковым) и рекомендует Труба Корецкому.
Какие дела еще «шьют» бывшему гаранту
Судя по тексту, глава ГБР обеспокоен ситуацией с расследованием трех дел, в которых фигурирует бывший президент. Телеканал «Прямой» — одно из них. Второе касается возможного отмывания доходов, полученных преступным путем, при продаже ЧАО «Завод "Кузня на Рыбальском"» Сергею Тигипко. Дела расследуются на основании заявлений известного юриста Андрея Портнова.
«Указанное соглашение по поводу купли-продажи ЧАО "Кузня на Рыбальском" может быть формальной и фиктивной по сути. Вероятно, фактическое изменение собственника завода не состоялась, а договор по отчуждению корпоративных прав был направлен на сокрытие настоящего собственника под номинальным и маскирование таким образом конфликта интересов основного конечного собственника предприятия — президента Украины П. А. Порошенко. Последний одновременно пребывает в статусе Главнокомандующего Вооруженных сил Украины, который влияет на военные действия, статусе персоны, которая имеет решающее влияние на оборонный заказ и статусе владельца предприятия, которое выполняет такой оборонный заказ… Кроме того, упомянутый договор также мог иметь целью сокрытие или маскирование незаконного происхождения средств, использованных в качестве оплаты акций», — писал по этому поводу Портнов.
Процессуальные действия по этому расследованию Труба рекомендует Корецкому те же, что и по «Прямому».
«Учитывая требования ст. 2 КПК Украины в части быстроты и полноты досудебного расследования, значительный общественный резонанс указанных криминальных производств, предлагаю Вам рассмотреть возможность (…) следующих процессуальных действий в рамках вышеуказанных криминальных производств, — пишет Труба. — Получить временный доступ ко всем документам, которые служили оснований для проведения сделки по купле — продаже ЧАО "Завод "Кузня на Рыбальском" (…) получить ведомости о движении денежных средств на банковских счетах вследствие купли-продажи (…) установить и допросить по поводу обстоятельств, которые являются предметом досудебного расследования всех лиц, задействованных в подготовке к составлению договора купли-продажи (…) допросить по поводу обстоятельств, по поводу которых осуществляется досудебное расследование Порошенко П. А. и Тигипко С. Л. (оба уже вызваны на допрос, — "Вести")».
Отдельно Труба рекомендует арестовать имущество закона и его счета, а также провести обыски на «Кузне»: «С целью воспрепятствования возможности сокрытия, повреждения, порчи, уничтожения, превращения, отчуждения имущества, возможное противоправное отчуждение которого является предметом досудебного расследования в криминальном производстве, решить вопрос о наложении ареста на банковские счета, акции, материальные и нематериальные ценности ЧАО "Завод "Кузня на Рыбальском"; с целью розыска вещей и документов, которые могут иметь доказательное значение в криминальном производстве, провести обыски по месту работы, жительства лиц, которые возможно причастны к преступлениям, в отношении которых проводится досудебное расследование», — пишет Труба.
Также он предлагает Корецкому проверить через органы финансового мониторинга возможное уклонение от уплаты налогов со стороны Порошенко, проверить в том числе зарубежные банковские учреждения и подготовить соответствующие международно-правовые поручения. Он также отмечает, что в отношении телеканала «Прямой» нужно провести все те же следственные действия.
Порошенко угрожает арест имущества
Третье дело касается возможного превышения полномочий, которое Порошенко допустил, участвуя в назначении членов Высшего совета правосудия. По этому делу Труба предлагает вызвать на допрос замглавы АП времен Порошенко — Алексея Филатова. Но интересен другой момент — Труба пишет: «Принимая во внимание, что указанные криминальные производства проводятся в отношении преступлений, в котором дополнительным наказанием в случае признания судом лица виновным, может быть конфискация имущества, установить имущество причастных лиц (анализ декларация лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления и т.д.) и в случае наличия обстоятельств решить вопрос о наложении ареста на имущество, которое находится в их собственности, а также получено преступным путем».
Ирония в том, что в этом случае его могут отдать в управление агентству АРМА, созданному самим Порошенко. «Вести» отмечали, что бывшая власть использовала АРМА для расправы с неугодными. Теперь это грозит вернуться к той самой власти бумерангом.
Экс-президенту пора собирать тревожный чемоданчик
Труба подчеркивает — «указанный перечень процессуальных действий, которые можно исполнить в приведенных выше криминальных производствах не является исчерпывающим, не носит формы приказа в понимании КПК Украины и не могут ограничивать процессуальную самостоятельность следователя».
Но все это скорее — формальный реверанс, означающий, что Труба не собирается вмешиваться в ход расследования. В то же время Корецкий — молодой руководитель, назначен недавно, находится в статусе «исполняющего обязанности» и едва ли будет спорить со своим шефом. Это означает, что руководитель ГБР предоставил своему следователю полный карт-бланш в расследовании дела против одного из самых влиятельных сейчас украинских политиков, совсем недавно возглавлявшего государство Украина. Для Порошенко — это очень грозный сигнал. Видимо, пора собирать тревожный чемоданчик.