Социологи никогда не упускают возможности ткнуть «фом неверующих» в доказательность своих данных. Вот и в этом исследовании приводятся данные относительно поствыборного опроса: за Зеленского голосовали 74% опрошенных (по данным ЦИК — 73%), за Порошенко — 23% (24% по данным ЦИК). В равной степени это свидетельствует и об отсутствии массовых фальсификаций во втором туре.
Парламентские выборы
Независимо от того, когда состоятся выборы, стартовые возможности партий в новой политической ситуации всех очень интересуют.
На первом месте, как и следовало ожидать, находится партия «Слуга народа». Её рейтинг составляет 40% от числа активных избирателей. Это очень существенный результат, тем более что до выборов, по данным исследования трёх служб («Рейтинг», КМИС, центр Разумкова), проведённого 5-14 марта, СН набирала всего 25% (что, правда, тоже очень много). Сам Зеленский в первом туре получил меньше — всего 30%.
Впрочем, воспринимать этот рейтинг следует только как аванс — многое будет зависеть от первых шагов нового президента, персонального состава проходной части списка партии и хода избирательной кампании. Но такой результат вполне в состоянии подтолкнуть Зеленского к роспуску Верховной Рады, чтобы не ждать времени, когда рейтинг снизится естественным путём (сейчас это результат воодушевления после победы).
На втором месте находится «Оппозиционная платформа» Бойко-Медведчука с 11%. Это неплохо по сравнению с результатами довыборного исследования (9%) и с результатами первого тура президентских выборов (12%, обычно рейтинг лидера заметно выше рейтинга партии).
Третье место занял БПП с результатом опять же в 11% (различия в десятых). До выборов партия Порошенко имела рейтинг в 15%. Кстати, и сам Порошенко получил в первом туре 16%, сейчас же отсеялись люди, всегда голосующие за власть. Магические 25% не вырисовываются, как ни крути.
«Батькивщина» набирает 9%, что значительно хуже, чем до выборов (18%), и хуже, чем результат самой Тимошенко в первом туре — 13%. Кажется, эпоха этого политика уходит, предстоящие парламентские выборы — её последний шанс удержаться в политике. Впрочем, Пётр Симоненко, например, имел шансы удержаться ещё в 2014 году, если бы ему дали такую возможность. Тимошенко занимает первое место в рейтинге кандидатов на пост премьера.
«Сила и честь» Игоря Смешко претендует на 5% голосов, что, в общем, предсказуемо, учитывая 6%, полученных им на президентских выборах.
На 5% претендует и «Гражданская позиция» Анатолия Гриценко. Смешко всё же растащил его голоса — на выборах он получил 7%, а предвыборный рейтинг ГП составил 9%.
«Оппозиционный блок» Александра Вилкула набирает 3,5% (по 4% на выборах и в предвыборном исследовании). Теоретически, если проходной барьер будет снижен, у ОБ есть шанс.
Радикальная партия Олега Ляшко провалилась до 3%, что довольно неожиданно, — на выборах лидер партии получил 5,5%, а предвыборное исследование давало партии 5%.
В общем, все три партийных проекта Рината Ахметова выглядят довольно бледно, и не будем удивляться, если он уже о чём-то договорился с Зеленским.
«Свобода», «Самопомощь», партийные проекты Вакарчука, Гройсмана, Савченко и т.п. не добираются даже до 3%.
В составе следующей Рады избиратели хотят видеть Гриценко (29%), Бойко (27%), Смешко (24%), Вакарчука (22%), Тимошенко (21%).
В качестве премьера избиратели хотят видеть Тимошенко (10%), Смешко (10%), Бойко (10%), Гройсмана (9%) или Гриценко (7%).
Ожидания от будущего
В обществе, как это обычно бывает после выборов, царят оптимистичные настроения — 49% ожидают улучшения ситуации, ухудшения же — только 21%. Как и следовало ожидать, наибольший оптимизм демонстрируют избиратели Зеленского (в первом туре) — 70,5%; наибольший пессимизм характерен для избирателей Порошенко — 49%.
К сожалению, сравнить эти данные просто не с чем, поскольку обычно респондентам предоставляется возможность спрогнозировать, что ситуация не изменится. По данным апрельского исследования группы «Рейтинг», 48% опрошенных ожидали улучшения ситуации в стране в результате президентских выборов, 25% не имели надежд на изменения, еще 10% — ожидали ухудшения. Хотя данные несравнимы, можно считать, что уровень социального оптимизма избирателей повысился.
Основные проблемы страны
Тут всё достаточно предсказуемо, хотя данные опять же невозможно сравнить с результатами поствыборных исследований.
Наиболее важные проблемы страны:
— прекращение огня на Донбассе (вообще с проблемой войны связаны четыре пункта),
— возвращение военнопленных,
— уровень цен,
— уровень зарплат и социальных выплат,
— размер коммунальных тарифов.
Наименее актуальными являются проблемы декоммунизации, томоса, НАТО, государственного языка, защиты национальных меньшинств и ЕС (тут следовало бы сказать, что именно в этом лежит причина поражения Порошенко, но это бессмысленно и неправильно — беда Порошенко состояла в том, что Запад отказался признать его победу, независимо от методов её достижения).
Ожидания от президента
Первые пять решений, которые ожидаются от президента, выглядят так:
— подать в Раду проект закона о снятии неприкосновенности с депутатов, судей и президента (54%);
— начать прямые переговоры с Россией и республиками Донбасса о прекращении огня (41%);
— обеспечить возвращение военнопленных (38%);
— распустить Раду (38%);
— обеспечить стабильность валюты и банковской системы (34%; вероятно у общественности есть какие-то опасения, скорее всего связанные с судьбой «Приватбанка»).
С небольшим отрывом следуют предложения снизить зарплату топ-чиновникам (не руководство ли «Нафтогаза» имеется в виду?), начать антикоррупционные расследования и общественную дискуссию об отставке генпрокурора и правительства (несколько странная формулировка — логично было бы спросить о том, нужна ли их отставка).
В общем, Зеленскому будет трудно удовлетворить эти ожидания.
По первому пункту придётся оправдываться, потому что с судей неприкосновенность снята, с президента её снять невозможно по решению Конституционного суда, а проект о неприкосновенности депутатов лежит в Раде — его ещё Порошенко подал. Впрочем, актуализация темы неприкосновенности перед выборами вполне благодатная — все так делают.
По второму пункту следует заметить, что так социологи вопрос ещё не ставили (это вообще граничит с содействием сепаратизму), а Зеленский неоднократно заявлял, что вести переговоры с сепаратистами не намерен. Вопрос сформулирован так, что впору заподозрить социологов в манипуляции. Впрочем, возможно, они просто заострили проблему именно потому, что о возможности переговоров с ЛДНР речь ещё не шла.
По третьему пункту — Зеленский обещал, но он же обещал и отстранить от возвращения военнопленных Медведчука, а это, скорее всего, не оценят в Москве. Вообще Зеленский столько уже наговорил об отношениях с Россией, что слишком многое зависит от того, захотят ли в Москве в принципе с ним разговаривать. Особенно учитывая негативное отношение российского руководства к Коломойскому.
По четвёртому пункту, роспуску парламента, — можно, но нет ли к этому препятствий в виде обязательств не распускать?
По пятому пункту об обеспечениии стабильности валюты — если бы он ещё знал, что для этого надо делать…
При всём при этом результатов от него ожидают довольно быстро: 18% — за 100 дней, 26% — через полгода, 35,5% — через год.