Американец Ноам Хомский в представлении не нуждается. Этот всемирно известный лингвист и философ, потомок выходцев из Украины и Белоруссии еще при жизни стал классиком. 13 мая интервью с ним вышло на «Первом канале». Интервьюировал Хомского такой мэтр российской журналистики, как Владимир Познер. Свое детство он провел в США, поэтому он не только свободно говорит по-английски, но и представляет себе атмосферу, которую застал Хомский в молодости.
В своем интервью Хомский затронул ряд важнейших и актуальнейших вопросов, в том числе и угрозу ядерной войны.
Пропаганда или соринка в чужом глазу
Со времен смены власти на Украине в 2014 году страны Запада атакуют российские СМИ, рассказывая о том, что их сотрудники не журналисты, но пропагандисты, намеренно искажающие действительность в странах Запада или их союзниках. При этом журналисты западных изданий вовсю критикуют Россию за то, что происходит в стране.
Такой подход не нов.
«Проводится сравнение убийства одного польского священника около 1980 года. Убийц быстро нашли, задержали и наказали. Примерно в то же самое время произошла почти сотня убийств на религиозной почве в странах Центральной Америки, странах, находящихся под влиянием США, где службы безопасности были вооружены, обучены и находились под контролем Соединенных Штатов, в том числе убийство архиепископа и многих видных интеллектуалов. Если сравнить, как освещалось убийство одного польского священника, убийцы которого были задержаны и получили тюремный срок, и как освещались более чем сотни религиозных убийств, когда никто из убийц не был арестован и осужден, разница объясняется тем, что убийство польского священника произошло на территории враждебного государства», — описал Хомский один из примеров, приведенных в первой главе книги «Производство согласия. Политическая экономия масс-медиа».
Этот труд вышел в 1988 году. Написал его Хомский в соавторстве с Эдвардом Эрманом, который умер два года тому назад.
Несмотря на более чем тридцатилетний «возраст», книга по-прежнему актуальна. В своем интервью Познеру Хомский приводит современный пример.
«То же самое можно сказать и о том, что прямо сейчас происходит в двух странах Латинской Америки. Одна из этих стран — враг. Это Венесуэла, на которую выливается целый поток обвинений и упреков. Другая страна — Бразилия, которая в настоящий момент является другом благодаря ультраправому, поддерживающему деловые круги, почти неофашистскому президенту, недавно вступившему на пост в результате выборов. С другой стороны, в Бразилии есть человек, который, по моему мнению, является наиболее важным политическим заключенным в мире. О нем никто не говорит», — заявил Хомский.
По его словам, этот человек имел все шансы победить на прошлых выборах и наверняка бы победил — опросы демонстрировали его преимущество, но ему запретили баллотироваться, отправили в тюрьму, осудив на 25 лет одиночного заключения без права чтения печатных изданий и делать публичные заявления. Речь о бывшем президенте Луисе Инасиу Луле да Силва, срок заключения которого по двум приговорам суда равняется 25 годам. При этом Лула да Силва содержится с такими ограничениями, которые строже, чем у убийц.
«Попробуйте найти какие-то новости об этом в американских СМИ», — предложил ученый.
На вопрос Познера, апеллировавшего к свободе слова в США, выразившейся в Уотергейтском скандале, Хомский указал: самое важное оказалось тогда спрятанным от глаз общественности.
«Если мы посмотрим на обвинительное заключение по делу Уотергейтского скандала, одним из пунктов исходной версии заключения было обвинение в бомбардировках Камбоджи. Весьма серьезное обвинение. Генри Киссинджер отдал приказ начать бомбардировки. Это привело к массовым бомбардировкам Камбоджи, целью которых было уничтожить все, что движется. Это был призыв к реальному геноциду. Но вы ничего не найдете об этом в архивах. Это решение исходило от Никсона и было сформулировано его верным интеллектуалом. Ужасное деяние, которое фактически привело к созданию красных кхмеров. Оно было осуждено в рамках обвинительного акта, но запись о нем была изъята. Осталось только упоминание о незаконном проникновении в штаб Демократической партии. Нападение на власть — это нехорошо, а уничтожать целую страну бомбежками — это нормально», — отметил Хомский.
Он также рассказал об убийстве чернокожего активиста Фреда Хэмптона, обвинив в нем ФБР, методы которого ученый назвал гестаповскими. Хомский считает, что многие преступления на современном Западе игнорируются.
В целом ученый пессимистичен. По его словам, в мире существует цензура, и довольно тонкая.
«Редко бывает, чтобы что-то запрещали публиковать прямо. Запреты налагаются разными способами. Система определяет, что подлежит публикации, как следует преподносить информацию, а что не следует публиковать вовсе. Целый набор фильтров используется для формирования и отсева информации, которая может быть опубликована. Остальная информация просто не публикуется», — пояснял Хомский.
Он рассказал, как американские СМИ обвиняли в «отсутствии патриотизма» за публикации правды о событиях в том же Вьетнаме. При этом некоторая критика о происходящем там все же разрешалась, но в нужном руководству США ключе. То же происходило и во время войны в Ираке.
«Какую самую серьезную критику вам доводилось слышать об Иракской войне в США? Возможно, это слова Обамы, который сказал, что война была стратегической ошибкой. Что-то очень похожее говорили и российские генералы во времена войны в Афганистане, называвшие Афганскую войну стратегической ошибкой, но значит ли это, что мы считаем их великими критиками войны? <…> Настоящих критиков называют «лихими радикалами», — отметил Хомский.
Он призвал обратить внимание на систему, в рамках которой происходит критика, и снова обратил внимание на западные медиа.
Система пропаганды и угроза ядерной войны
Сегодня мир столкнулся с небывалыми вызовами в сфере экологии. Несмотря на то что экологический кризис угрожает всему населению планеты Земля, СМИ умалчивают о проблеме. В том числе и на Западе, который считается «форпостом борьбы за свободу слова».
«Возьмите необычные статьи, которые вновь и вновь появляются на страницах газет и журналов о добыче нефти в Соединенных Штатах. Все эти статьи похожи друг на друга: «У нас все великолепно», «Новые технологии», «Компании увеличивают объемы добычи ископаемого топлива», «Перед нами открываются новые возможности», «Соединенные Штаты превосходят Саудовскую Аравию по объемам добычи ископаемого топлива». Они называют это энергетической независимостью, что есть шутка. Но речь не об этом. Время от времени в СМИ просачиваются сообщения о том, что фермерским хозяйствам может быть нанесен урон из-за нехватки воды. Но найдете ли вы того, кто скажет: «Смотрите, мы совершаем величайшее преступление в истории человечества, мы разрушаем окружающую среду, в которой возможна жизнь организованного человеческого сообщества»? Таких людей нет. А если найдется такой журналист, его тут же заставят замолчать, объявив его мнение субъективным», — отметил Хомский.
Кстати, в начале интервью Хомский развенчал миф о США как о стране, где на конституционном уровне с самого начала существования государства была закреплена свобода слова.
«На самом деле первая поправка не предполагала свободу слова. Она содержала положение о предварительном запрете: если человек пожелает произнести те или иные слова, никто и ничто не может ему препятствовать. Однако он же несет полную ответственность за сказанное. Это не свобода слова. Вплоть до ХХ века дела о свободе слова не рассматривались Верховным судом», — пояснил Хомский смысл первой поправки в Конституцию США.
При этом ученый считает — США, несмотря на все их недостатки, «уникальны в своей способности защищать свободу слова». При этом в США есть законы, осуждающие нападки на суверенность. Кстати, Хомский не считает США первой современной демократией в мире. По его мнению, таким государством все же была Великобритания XVII века.
Хомский обеспокоен происходящим в современном мире. По его словам, сейчас мир ближе к ядерной войне, чем даже во времена противостояния СССР и США.
«Мы как никогда близки к ядерному катаклизму и экологической катастрофе!» — предупредил ученый.
Он обвинил американских президентов в выходе из договоров, ограничивающих распространение ядерного оружия, а также в расширении НАТО на Восток, что тоже провоцирует напряженность.
«Чудо, что удалось избежать катастрофы. Но чудеса не могут продолжаться вечно!» — указал ученый.
Подытоживая, стоило бы отметить, что интервью Познера с Хомским стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы понять, перед какими вызовами стоит современное человечество и насколько глубоки проблемы со свободой слова на Западе, на который призывают равняться многие противники современной России.