В Харькове объявлены окончательные результаты первого тура президентских выборов в регионе. На первом и втором местах с большим отрывом от остальных — Владимир Зеленский (36,39%) и Юрий Бойко (26,58%). Далее, соответственно, Петр Порошенко — 8,52%; Александр Вилкул — 7,47%; Юлия Тимошенко — 7,35%; Игорь Смешко — 3,71%; Олег Ляшко — 3,19%; Анатолий Гриценко — 3,12%. Остальные набрали ещё меньше при общей явке избирателей в 64,53%.
Результаты весьма любопытные, но однозначно свидетельствующие о полном разгроме господина Порошенко. За него, повторюсь, проголосовало всего 8,5% избирателей, или почти 113 тысяч человек, а против, получается, более 90%. Впереди с огромным отрывом оппозиционеры Зеленский и Бойко, а сам Порошенко оказался затерян среди группы второразрядных оппозиционеров — Тимошенко и Вилкула. Однако оппозиционер оппозиционеру рознь.
«Кандидатом надежды» нарек Владимира Зеленского бывший харьковчанин и приближённый министра МВД Арсена Авакова Антон Геращенко в эфире интернет-канала Politeka. «Владимир Зеленский — это кандидат надежды. Украинцы связывают надежду на лучшее будущее страны с Владимиром Зеленским. Петр Порошенко, у него было пять лет показать себя за эти годы… Если бы выборы состоялись завтра и еще на Зеленского не обрушился тот шквал компроматов, фейков и грязи, я думаю, что Зеленский бы победил», — льстиво постелил Геращенко.
Вкупе с предыдущим интервью министра МВД, где он тепло отозвался о фаворите выборов (но подсказал, что тому нужен опытный проводник в мире украинской политики), можно предположить: после поражения ранее поддержанной им Юлии Тимошенко Арсен Борисович и его окружение переориентировались на нового фаворита предвыборной гонки. Делают они это осторожно, поскольку битва ещё не закончена, но сигналы подают вполне отчётливые.
Эти сигналы точно будут уловлены ориентирующейся на Авакова частью харьковского политикума, поскольку именно Арсен Борисович является наиболее влиятельным представителем от местной промайданной партии, а его людьми — ещё со времён "Нашей Украины" — пропитана партийная и медийная инфраструктура на Харьковщине. А кто не прислушается к довольно прозрачными намекам своего куда более опытного товарища, останется за бортом отчаливающего корабля с ярлыком устаревшего порохобота — туповатой жертвы собственной официальной пропаганды. Ибо уж на что точно не покушается Зеленский, так это на политические «завоевания Майдана». Но об этом чуть позже.
Второй залог грядущей победы Зеленского в регионе — обилие молодёжи. Харьков — студенческая столица Украины, здесь сотни тысяч учащихся, и даже не понятно, что должно произойти, чтобы они проголосовали за вечно мятого, отсыревшего Пороха. Можно спрогнозировать, что у харьковской молодёжи самых разных политических взглядов в отношении Порошенко наступит консенсус, а заунывный Славко Вакарчук, призывающий молодежь «голосовать не по приколу», пойдёт вырубленным карпатским лесом.
Ещё один важнейший фактор — позиция городского головы Геннадия Кернеса. Мне уже доводилось писать, что его официальная поддержка ныне действующего Порошенко связана с целым рядом внешних факторов, но вовсе не является искренней и автоматически задействующей все истинные возможности Геннадия Адольфовича. И результат в 8,5% у Порошенко в первом туре значительно отличается от 75%-й позитивной оценки харьковчанами работы городского головы. Да и сам Кернес понимает, что плетью обуха не перешибёшь, и не мешает волеизъявлению горожан, иначе в рейтинге резко потеряет он сам.
Итак, большинство избирателей, как мы видим, разделили свои симпатии между Зеленским и Бойко. Причём каждый четвёртый харьковчанин отдал свой голос за проклинаемого всеми патриотическими СМИ, фактически официально провозглашённого «агентом Москвы» Юрия Бойко. И данный устойчивый результат он сохраняет с соцопросов декабря прошлого года. На него не повлиял ни взрывной рост рейтинга Зеленского, ни раскол среди бывших регионалов. При этом не будем забывать, что в лагерь Вилкула отошли наиболее известные харьковские оппозиционеры Михаил Добкин и Евгений Мураев.
Возможно, Добкину и Мураеву следует признать, что при всей симпатичности их деятельности в Сети харьковчане все-таки больше доверяют непосредственно господину Путину? И не будь инспирированного раскола, конечные цифры Бойко были бы ещё выше, а многие дезориентированные избиратели не отдали бы свой голос Зеленскому — как меньшему из проходящего во второй тур злу. Таких среди антимайданного спектра харьковского электората было много, однако во втором туре они будут вынуждены голосовать за человека, который называет своих сограждан на Донбассе «зомби» и оправдывает продолжение тотальной украинизации.
Иллюзий по поводу Зеленского быть не должно — его в Харькове поддержали не от шибко большой любви. Иначе получается шизофреническая картинка, вроде описанной моей доброй знакомой в социальных сетях: «Прямое включение из моего родного Харькова в студию "112". Молоденькая журналистка рассказывает о результатах голосования в первой столице. О том, что на первом месте Зеленский, о том, что соцсети бурно обсуждают это событие… И вердикт: "Містяни обурені, що Зеленський не володіє українською мовою!" А я слушаю и не понимаю, о каком Харькове она рассказывает? Какие містяни? И где она нашла в нашем русскоязычном городе этих обурених?»
Зеленский не самый подходящий для истинных интересов Харькова кандидат, но учитывая, какую истерику сейчас закатят порохоботы, превращая Владимира в «исчадие Русского мира», они таки убедят горожан (и даже, возможно, его самого), что это правда. Опытный человек не очень бы и сопротивлялся, чтобы не потерять электорат Востока и Юга Украины и не сорвать его явку на выборы. И этот опытный человек с силовым ресурсом имеется — и продолжает очень внимательно следить за происходящим.
Именно от его позиции зависит, сколько в регионе останется официальных порохоботов, а сколько ещё дополнительно переобуются на ходу.
Но главный итог голосования Харькова и области, повторюсь, в том, что вторая столица проголосовала против первого лица государства, Порошенко. И не просто против — а в предложенной главой государства парадигме ("Я или Путин") за… Путина. И это главная катастрофа, политический приговор нынешнему режиму в регионе.