Итак, вчера Нацбанк снова сохранил учетную ставку на 18% (!) из-за высоких рисков для снижения инфляции.
Обосновывая свою позицию, члены комитета НБУ по монетарной политике приводили следующие аргументы: снижение инфляционного давления со все более высокого уровня требует достаточно жестких монетарных условий, на данный момент такой жесткости соответствует неизменный уровень учетной ставки.
Правда, почему-то они не вспомнили о преддефолтном состоянии и не предупредили нас об обострившихся тревожных симптомах. В первую очередь к этим симптомам лично я отнес бы дефицит текущего счета и растущий уровень задолженности государственного и частного секторов.
А, как известно, дефицит текущего счета фактически означает жизнь не по средствам и финансируется за счет распродажи государством своих активов и (или) за счет притока иностранного капитала. Увы, инвестиций нет.
Что делать? Снова у МВФ брать новые кредиты, чтобы рассчитаться по старым?
Нет, я бы советовал поэтапно понизить учетную ставку НБУ с 18% до 12% (тем более что уровень инфляции сейчас не выше 8%), а также сдерживать рост долгов частного и госсектора, в т.ч. и за счет более жесткого контроля в банковской сфере.
В то время как сейчас украинский малый и средний бизнес в лучшем случае при 18%-ной ставке НБУ ждет депрессия — нехватка денег в течение долгого времени.
И не поэтому ли мы сегодня оказались в одном ряду с наиболее уязвимыми африканскими странами к макроэкономической нестабильности, а наша банковская система имеет такую же высокую степень риска, к которой относятся наиболее слабые банковские сектора в мире наряду с Боливией и Венесуэлой?