Несколько лет назад мой знакомый киевлянин лишился работы в логистической фирме только за то, что он вместе со своими коллегами организовал праздничные вечеринки на 23 Февраля и 8 Марта. Менеджмент этого предприятия как раз искал предлог для сокращения штатов. Поэтому начальство оперативно вызвало проштрафившихся сотрудников «на ковер», объясняя, что невинные корпоративы с тортиком и шампанским приравниваются к измене Родине, пособничеству агрессору и однозначно не отвечают положениям морального кодекса строителя украинского капитализма.
— Это антиукраинский советский праздник, который празднуют в России! А так называемый Международный женский день придумала Крупская специально для проституток! — заявила им менеджер, которая появилась на свет в конце перестройки, и потому считала себя большим экспертом по ужасам советского тоталитаризма.
— А еще в России празднуют Новый год. И в СССР его праздновали, просто вы не помните. Но это же не мешало вам танцевать на новогоднем корпоративе. А вашу маму наверняка каждый год поздравляли с 8 Марта, и она, скорее всего, не знает, что это «день проституции», — ответил на это начальнице мой приятель, который, кстати сказать, никогда не интересовался политикой, пассивно поддерживал Евромайдан и послушно сдавал деньги во время офисных поборов на нужды бойцов АТО. После этого разговора он сам пошел за документами в отдел кадров.
«Украина больше никогда не будет отмечать этот праздник по военно-историческим календарям соседней страны», — пафосно заявил пять лет назад президент Петр Порошенко. «23 февраля — придуманная большевиками дата, чтобы скрыть стыд перед миром и своими гражданами. Один из сотни мифов, на которых построена вся история России», — вторит ему сейчас один из украинских телеканалов, а Владимир Вятрович каждый год отчитывается о победе над тоталитарным советским праздником и, вероятно, считает это отмщением за битву под Бродами, где красноармейцы покончили с эсэсовской дивизией «Галичина».
Однако празднование 23 февраля до сих пор не изжито в Украине, несмотря на пять лет запретов и пропаганды. Накануне этого праздника в пятничных офисах приглушенно звучали выстрелы открываемых бутылок с декоммунизированным шампанским, которое называется теперь «Советовским» а не «Советским», и праздничные тосты, которые не всегда услышишь на Покрова или 6 декабря, когда отмечается День Вооруженных сил Украины. То же самое происходит и на 8 Марта. Несмотря на постоянные попытки запретить этот праздник, которые каждый год предпринимает коллективно-собирательный Вятрович, в этот день все так же продают тонны цветов, а «Укразализныця» запустила на эту дату сразу 17 дополнительных поездов, подтверждая, что украинцы активно используют этот выходной и готовы поддерживать Международный женский день своей гривной.
Празднование 23 февраля имеет сейчас в Украине двойное, политическое и человеческое, измерение. В первую очередь это дань памяти воинам Красной армии, которые вначале боролись за создание УССР, а затем спасли Украину от нацистской оккупации, сохранив этим само существование украинского народа, который собирались превратить в касту безграмотных и бесправных рабов, предварительно уничтожив всех, кто был не согласен с этими людоедскими планами «цивилизованных европейцев». Больше того, победы Красной армии утвердили современные границы украинского государства, в состав которого вошли Галичина, Волынь, Буковина и Закарпатье. Исторические заслуги красноармейцев огромны, и мы обязаны чтить их память, несмотря на ситуативную конъюнктуру и бешеные усилия антикоммунистического мейнстрима.
В большинстве украинских семей бережно хранятся старые альбомы с фотографиями одетых в гимнастерки людей — наших дедушек, которые не жалели свои жизни для того, чтобы приблизить Победу. Я хорошо знаю это по личному опыту, поскольку с детства любил рассматривать дедовские награды — ордена Красной звезды, медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги». Эти люди, как и миллионы других украинцев, сражались в рядах Красной армии, и их праздник всегда будет праздником их потомков.
Однако у этого праздника есть иное значение, ведь он остается важной датой для всех, кто служил в рядах Советской армии, то есть для целого поколения нынешних украинских граждан. В этот день они как бы возвращаются в демонизированное пропагандой советское время, вспоминая его таким, каким оно было на самом деле, со всеми черными и белыми сторонами. И можно не сомневаться, что Порошенко, Турчинов, Ющенко, Луценко, Кличко и даже Олег Тягнибок (а все эти люди публиковали в свое время свои старые армейские снимки) с ностальгией пропустят в этот день рюмку, пустив слезу по своей далекой тоталитарной юности.
Именно это обстоятельство определяет живучесть и актуальность запрещенного в Украине праздника 23 Февраля. А это значит, что цензурно-запретительная борьба против него обречена на историческое поражение, которым неизменно заканчивались все попытки уничтожить и разгромить саму Красную армию — армию нашего народа.