«Двойной удар» по польско-израильским отношениям
На минувшей неделе, после завершения антииранской конференции в Варшаве, на которой Нетаньяху и без того стал «героем дня», объявив «совместным интересом» мероприятия подготовку к войне с Тегераном, израильский премьер посетил музей польских евреев POLIN, где заявил, что «польская нация сотрудничала с нацистским режимом в убийстве евреев во время Холокоста». Хотя видео- или аудиозаписи этих слов не обнародовано, о них 15 февраля сообщила влиятельная газета Jerusalem Post.
Однако слова Нетаньяху (или их интерпретация) оказались только «цветочками». 17 февраля и.о. главы МИД Израиля Кац заявил, комментируя сложившуюся ситуацию: «Наш премьер-министр четко выразил свое мнение. Я сам сын выживших в Холокосте. Как любой израильтянин и еврей, я могу сказать: мы не забудем и не простим. Были поляки, которые сотрудничали с нацистами». Исраэль Кац напомнил слова бывшего премьер-министра своего государства Ицхака Шамира, который сказал, вспоминая своего убитого поляками отца: «Поляки всосали антисемитизм с молоком матери».
«V» не значит «victory»
В тот же день премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий заявил, что польская делегация в Иерусалим не полетит вообще, и обратился к своим коллегам из Венгрии, Чехии и Словакии с настойчивым предложением «перенести» саммит V4 на период после израильских выборов. Предложение было принято, и хотя Виктор Орбан, Андрей Бабиш и Петер Пеллегрини всё же прилетели в Израиль, формально у них состоятся лишь двусторонние встречи с Нетаньяху.
Ситуация безусловно получит развитие как в Польше, так и в Израиле. Ведь подавляющее большинство польских политиков и до этого считали, что их страна уже слишком далеко зашла в выполнении требований Израиля — к примеру, отменив прошлым летом уголовную ответственность за «приписывание польской нации преступлений Третьего рейха».
С другой стороны, по информации агентства Reuters, Нетаньяху рассматривает Вышеградскую группу как противовес странам Западной Европы, поскольку ее участники критичнее относятся к политике Израиля в отношении палестинцев, и провал встречи в Иерусалиме — это удар по планам израильского премьера продемонстрировать своё дипломатическое мастерство накануне парламентских выборов. Повторить успех саммита V4 в июле 2017 в Будапеште, где премьер Израиля был полноправным участником, не удалось.
«Где вы видели коллаборантов и антисемитов?»
У всей этой истории есть и украинский аспект. Она продемонстрировала, что израильские власти страдают удивительной избирательностью по отношению к гитлеровским коллаборантам и антисемитам вообще. К примеру, героизация на Украине руководителей и боевиков ОУН-УПА* и военнослужащих дивизии СС «Галичина» не вызвала официального осуждения со стороны премьера или членов правительства Израиля, а протест посла этого государства в Киеве против объявления Львовским областным советом 2019 года «годом Бандеры» так и остался гласом вопиющего в пустыне.
Отказа или каких-либо комментариев со стороны Нетаньяху по этому поводу не последовало. Возможно, дипломатичный израильский политик таким образом высказал благодарность за то, что его хотя бы не пригласили в Хмельницкий, бывший Проскуров, где сто лет назад петлюровцы совершили самое массовое убийство евреев периода гражданской войны на Украине.
*Деятельность организации с таким названием запрещена в РФ