Эта сумма примерно в полтора раза меньше средней зарплаты по стране. В тарифе 70% — газ и электричество, которые подорожали более чем на 30%, зарплата сотрудникам теплокоммунэнерго (ТКЭ) и затраты на ремонт.
В ноябре, напомним, цены на газ для населения выросли на 23,5%.
В херсонском теплокоммунэнерго заявили, что отапливаемая площадь уменьшается (в связи с переходом домов на индивидуальное/автономное отопление), поэтому расходы разбрасывают на уменьшившееся на 58% количество абонентов и отапливаемую площадь. При этом разработанную программу по переходу на автономное отопление не утвердили депутаты. Городская власть все равно не будет компенсировать людям расходы на коммуналку.
В Новой Каховке и других городах проблема с тарифами тянется с тех пор, как местным властям разрешили самим устанавливать тарифы без согласования с Нацкомиссией по тарифам (НКРЭКУ). Каховская мэрия говорит, что цены на ЖКУ такие высокие, потому что местным предприятиям ТКЭ нужно окупать расходы на подорожавший газ.
Автономия невыполнима
«Тариф, установленный НКРЭКУ на некоторых предприятиях, в среднем увеличился на 20%. При подорожании газа на 23,5% тариф должен был вырасти на 15-17%. НКРЭКУ не сильно ошиблась, просто заложив в цену допзатраты предприятий», — пояснил директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАНУ Валентин Землянский.
Отказ Украины от системы централизованного теплоснабжения и переход на автономное обеспечение или явочным порядком, или под руководством местных властей ведет к росту потребления энергоносителей и к увеличению количества ЧС.
«Старые жилые дома не приспособлены к индивидуальному отоплению — газовому или электрическому. Если говорить об электроотоплении, мощность на квартиру составляет 5 кВт, а при количестве нынешних используемых электроприборов даже без бойлера эти 5 кВт расходуются: стиральная машина, утюг, фен, чайник. Каждый прибор — по 2 кВт», — разъяснил эксперт.
Что касается индивидуального газового отопления, здесь проблема в вентиляции. Ведь для самой последней модели газового котла нужен большой воздухообмен во избежание выделения метана. Для взрыва достаточно 4% метана в газовоздушной смеси.
На Украине регулярно происходят взрывы бытового газа, люди умирают от угарного газа. Статистика этих происшествий, уверены аналитики, скрывается.
В Европу, но с украинскими принципами
«Вместо того чтобы заниматься модернизацией и созданием качественной услуги по централизованному теплоснабжению, государство, в том числе и местные власти, бросают людей на произвол судьбы. Никто не хочет связываться с НАК «Нафтогаз». Он вымогает из местных бюджетов деньги для оплаты долгов предприятий коммунэнерго, угрожая срывом отопительного сезона, как это было в октябре-ноябре. Тенденция ожидаемая», — сказал Землянский.
Декларации же властей о сближении с Европой ничего не стоят, так как высокие чиновники все равно не знают или не понимают европейского принципа поставки коммунальных услуг населению и модернизации теплопроизводительных компаний.
Экономический эксперт «Фонда общественной безопасности» Юрий Гаврилечко заявляет, что во всех европейских странах нулевая рентабельность для поставщиков коммунальных услуг — абсолютно нормальный и популярный ход вещей.
«Рынок организован таким образом: либо ты рискуешь и получаешь большую прибыль, либо не рискуешь, но имеешь стабильный доход от группы клиентов, но и рентабельность услуг предприятия при этом очень низкая. А если за счёт модернизации и инвестиций удалось снизить себестоимость товаров и услуг для рынка ЖКХ, то эта прибыль не облагается налогом», — пояснил эксперт.
Как же модернизировать предприятие без повышения тарифов? Для начала проводится мониторинг системы компании и расчет возможной модернизации. Под нее берется кредит. После модернизации повышается эффективность работы, снижаются операционные затраты, потери, уменьшается себестоимость энергопродукта. За счёт этого высвобождаются средства — получается прибыль и погашается кредит.
«Вынесение на всех оставшихся потребителей операционных затрат и других видов расходов ведёт к повышению стоимости тарифа, а значит — увеличению уровня неплатежей. В результате теплопоставщик не сможет не только оказывать услугу, но и реагировать на аварии. Система изнашивается, её никто не ремонтирует» — так Гаврилечко спрогнозировал дальнейшее развитие коммунального кризиса в Новой Каховке и других городах, где сложилась подобная ситуация.
Поставить на счетчик
Важно отметить, что у каховчан, о которых рассказали в СМИ, в доме стоит общедомовой газовый счетчик. Но должны они заплатить по счетам, как если бы дом был без счетчика — свыше 82 гривен (200 рублей) за кв. метр.
В стране сейчас вводится плата за теплоснабжение по квадратным метрам в отсутствие общедомовых счетчиков. Но это противоречит закону о коммерческом учете тепло- и водоснабжения, согласно которому учет должны вести как раз при наличии этих счетчиков.
«Закон был принят летом 2017 года. В нем сказано, что на протяжении года во всех многоквартирных домах Украины должны быть установлены счетчики за деньги поставщиков коммунальных услуг. В Киеве не хватает 3 тысяч счетчиков при наличии 12 тысяч многоквартирных домов», — сообщил директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко.
По его словам, киевским домам без общего счетчика устанавливают тариф в 38 грн/кв. м (93 руб.). А, например, для квартиры в 50 кв. м это почти 2000 грн (4880 руб.). И это только за тепло.
Однако закону о коммерческом учёте тепло- и водоснабжения противоречит и закон о ЖКХ, где сказано, что газовые счётчики должны устанавливать сами жильцы. Но в нем нет ни одного подзаконного акта: как собирать деньги, кому и где платить за счетчик. Единственный выход — исполнить закон о коммерческом учете и установить счетчик за счет ТКЭ.
Без субсидии — взорваться или угореть
«Уровень платежей за ноябрь 2018 года, согласно Госстату, составляет по Украине почти 46,4%. По Киеву — 46,6%. Даже киевляне не выдерживают этих тарифов», — подчеркивает Сергиенко.
По его мнению, судиться государство должно лишь со злостными неплательщиками, ведь на сотни тысяч обычных домохозяйств судов не хватит.
Так, в Киеве самым злостным районом-неплательщиком оказался элитный Печерский район. Эксперт полагает, что собственники квартир выставили недвижимость на продажу и в ожидании покупателя даже не сдают ее в аренду. Накапливаются долги. Хотя хозяева, по мнению эксперта, могли бы оплатить долги за прошлый год и заплатить на года два вперед.
Обычным же гражданам очень сложно получить субсидию. В ноябре 2017 года ее получили 6,6 млн семей, а в ноябре 2018-го — уже 3,3 миллиона. По мнению Сергиенко, люди, имеющие хоть какие-то деньги, будут устанавливать электрические или газовые колонки. А люди победнее будут греться через газовые конфорки (все равно будут платить по норме), ставя на них кирпичи для усиления теплопроводности. Это грозит, опять же, перегрузкой электросетей и взрывами бытового газа.
«Даже живущим в однокомнатных квартирах пенсионерам должны насчитывать субсидию, а по старым правилам коммуналку им обычно пересчитывали. Министр соцполитики Андрей Рева совершил преступление, когда сделал так, что на субсидию нужно подавать заявку каждые шесть месяцев. Это сильно бьёт по таким людям», — говорит Сергиенко.
В который раз эксперты сошлись во мнении, что украинское государство не рассчитало и не собирается анализировать, какие катастрофические последствия вызовет очередное повышение тарифов.